Всеобщее среднее образование в СССР

В результате ликвидации окружных отделов народно­го образования и создания районных, улучшилось управление школой. Из Наркомпроса вы­делились ведомства по управлению высшей школой, профтехобразованием, искусством, культурно-просвети­тельными учреждениями, печатью, физической культурой и спортом. В 1934 г. была упорядочена структура началь­ной и средней школы, а в 1935 г.— организация учебной работы и внутренний распорядок школы. Прави­тельство СССР разработали и осуществили ряд коренных мер по ликвидации детской беспризорности, установили основ­ные типы детских учреждений.

XVII съезд ВКП(б) (январь 1934 г.) в резолюции о втором пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР (1933—1937 гг.) постановил осуществить в обла­сти повышения культурного уровня жизни рабочих и трудящихся деревни всеобщее обязательное обучение в объеме семилетки, в первую очередь в деревне, поскольку в городе эта задача была в основ­ном уже разрешена на протяжении первой пятилетки.

Конституцией СССР (ст. 121), принятой 5 декабря 1936 г. Чрезвычайным VIII Всесоюзным Съездом Сове­тов, было провозглашено право на образование всех граждан СССР. Это право обеспечивалось всеобщеобязательным начальным образованием, бесплатностью обучения.

В течение двух первых пятилеток, на основании гран­диозных успехов промышленности, завершения коллекти­визации сельского хозяйства, повышения общего благосостояния рабочих и колхозников в стране широко развернулась сеть начальных, семилетних и средних общеобразовательных школ, техникумов и высших учебных заведе­ний научных учреждений, театров, кино, клубов, дворцов культуры и других просветительных учреждений[25].

Как и в первое пятилетие, быстро росла сеть школ и контингенты учащихся в республиках, где при царско-помещичьем режиме искусственно задерживалось разви­тие народного образования.

В области народного образования план третьей пятилетки (1938-1942 гг.) предусматривал осуществление всеобщего среднего обучения в городе и завершения в деревне и во всех национальных республи­ках всеобщего семилетнего среднего обучения с расши­рением охвата детей десятилетним обучением с тем, что­бы увеличить количество учащихся в начальных и средних школах в городах и рабочих поселках с 8,6 до 12,4 мил­лиона, а в сельских местностях с 20,8 до 27,7 миллиона.

В органах народного образования и госпланах союз­ных республик шла большая работа по осуществлению директив XVIII съезда Коммунистической партии, по развертыванию сети семилетних и средних школ на осно­ве народнохозяйственного плана третьей пятилетки. Так, Народный комиссариат просвещения РСФСР подсчитал, что количество учащихся с 18,2 млн. человек в 1937/38 уч. г. возрастет до 24,3 млн. в 1942/43 уч. г. Общее коли­чество школ увеличится за это же время с 106720 до 118326.

Следующее организационное мероприятие касалось профсоюза работников просвещения, на основе которого были созданы союзы работников высшей школы, ра­ботников начальной и средней школы, дошкольных учреж­дений (в послевоенный период эти профсоюзы вновь объединились). В соответствии с требованиями времени подверглась реорганизации структура аппаратов наркомпросов, укреплены более сильными работниками мест­ные органы народного образования. Перестала существо­вать функциональная система построения наркомпросов союзных республик и их учреждений на местах[26]. Прекра­тилось издание так называемых рассыпных учебников, и началась открытая продажа школьных учебников. Была осуждена вредная практика перегрузки учащихся и пионеров общественно-политическими заданиями и при­няты кардинальные меры по улучшению преподавания гражданской истории и географии, введено преподавание Конституции СССР.

В 1936 г. Центральный Комитет партии принял по­становление «О педологических извращениях в системе наркомпросов», которым полностью были восстановлены в своих правах педагоги и педагогика, ликвидировано зве­но педологов в школах, изъяты педологические учебники, упразднено преподавание педологии в педагогических учебных заведениях[27].

В области высшего и среднего специального образова­ния вводились более строгие требования к знаниям сту­дентов и новые правила приема в учебные заведения: отменены при приеме в вузы и техникумы ограничения, связанные с социальным положением абитуриентов, уста­новлен единый учебный год, твердое учебное расписание, сокращено количество часов обязательных занятий в ин­ститутах, уменьшено количество изучаемых дисциплин, ликвидированы пережитки бригадно-лабораторного мето­да обучения, усилено внимание к производственной прак­тике студентов[28].

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12