Всеобщее среднее образование в СССР

На основе успешного развития народного хозяйства развертывалась сеть школ всеобщего обучения, увеличи­валось количество средних школ, рос контингент учащихся. Однако рост сети школ народного образова­ния отставал от бурного развития народного хозяйства, что явилось тормозом в деле дальнейшего строительства всеобуча.

В июне 1930 г. XVI съезд партии, отметив, что страна имеет все необходимое для организации всеобщего пер­воначального обучения, указал, что переход к обяза­тельному первоначальному обучению и ликвидация не­грамотности сейчас являются главной задачей[15].

В резолюции по отчету ЦК ВКП (б) было сказано:

«XV съезд совершенно правильно выдвинул одну из важнейших проблем реконструктивного периода — про­блему культурной революции. Однако темпы разверты­вания культурного строительства в стране еще совершен­но недостаточны. Съезд обращает внимание на необхо­димость их усиления. Проведение всеобщего обязатель­ного первоначального обучения и ликвидации неграмот­ности должно стать боевой задачей партии в ближайший период».

На основании решений XVI съезда партии Централь­ный Комитет ВКП (б) летом 1930 г. (25 июля) вынес развернутое постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении». Это постановление является исто­рической датой в деле введения всеобщего обуче­ния в СССР[16]

.

14 августа 1930 г. ЦИК и СНК СССР также вынесли постановление о всеобщем начальном обучении.

Постановление ЦК ВКП (б) и постановление ЦИК и СНК СССР дают развернутую программу организации введения повсеместного всеобщего начального обучения семилетнего в городах, фабрично-заводских районах и рабочих поселках.

В 1930 г. Центральный Комитет принял постановле­ние о шефстве комсомола над осуществлением всеобщего обучения. Тогда же 20 тыс. комсомольцев было мобили­зовано на педагогическую работу. XI съезд ВЛКСМ считал первейшей обязанностью комсомола помогать партии и советскому правительству в осуществлении за­кона о всеобщем обязательном обучении детей, прини­мать самое активное участие в оказании всемерной помо­щи органам народного образования в проведении учета детей, подлежащих обучению, в расширении школ и интернатов, добиваться, чтобы ни один ученик не покинул школу, чтобы не было детей школьного возраста вне школы[17]. Ленинский комсомол проделал исключительно большую работу в помощь партии и правительству по осуществлению всеобщего обучения, вовлечению в шко­лу детей, по строительству школьных зданий и их обору­дованию. При разрешении столь грандиозных задач, которые стояли перед органами народного образования по осуществлению десятилетнего обучения, помощь ком­сомольских организаций была еще более действенной, более организованной. Особенно необходимо было их участие в работе по планированию школьной сети, вовлечению детей в школу, участие в организации соцсоревнования по строительству школьных зданий, их ремонту и мате­риальному обеспечению.

Было разрешено союзным и автономным республикам и краевым (областным) исполкомам, а также райиспол­комам вводить обязательное семилетнее обучение и в других местностях, в первую очередь в районах сплош­ной коллективизации.

Значительно увеличились ассигнования бюджетных средств на школу. Было предложено привлечь к финан­сированию всеобщего обучения, к строительству, ремонту и оборудованию начальных школ хозяйственные, проф­союзные, кооперативные и другие общественные органи­зации, а также инициативу широких масс (в порядке социалистического соревнования, специальных отчисле­ний, поступлений от культурных гектаров, коллективных запашек, помощи шефов, бесплатного трудового участия и пр.)[18].

Советское правительство предлагали местным органам значительно усилить материальную помощь детям наименее обеспеченных родителей в виде бесплатного обеспечения учебниками, письменными принадлежностями, обувью, одеждой, питанием, транспортом; в целях мобилизации сил и средств советской общественности для проведения всеобщего обязательного начального обуче­ния, предлагалось создать в срочном порядке при краевых (областных) исполкомах, райисполкомах, городских, по­селковых и сельских советах комитеты содействия все­общему обязательному обучению.

Активное участие в осуществлении всеобщего обяза­тельного обучения принимали профессиональные организа­ции: отчисляли деньги в фонд всеобщего обучения, выде­ляли членов союзов для педагогической работы, организо­вывали курсы и семинары для направляемых в школы лиц с целью вооружить их необходимыми педагогическими зна­ниями[19].

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10