Всеобщее среднее образование в СССР

Рациональное планирование школьной сети предпола­гало точные расчеты средств, школьного оборудования, материалов строительства школьных зданий, стоимости обучения каждого ученика начальной, семилетней и сред­ней школы[40]. Подробные сведения по этим вопросам дают­ся в статье Н. А. Поманского - «Планирование расходов на содержание школ всеобщего обучения».

Исключительное значение в общей системе всеобщего среднего образования приобретали школы рабочей и сельской молодежи. Сеть их с каждым годом расширялась, так как тяга молодых рабочих и крестьян к образо­ванию была очень велика. Было бы крайне целесообразно составлять народнохозяйственный план школ рабочей и сельской молодежи при участии общественных организаций заводов, фабрик, колхозов, совхозов, чтобы дать возможность более рационально планировать эти школы и обеспечить действительное выполнение плана. Назревала потребность в планировании строительства специальных зданий для школ рабочей молодежи при больших произ­водствах, их оборудования и обеспечения штатным со­ставом преподавателей[41].

Проведение в жизнь директив XIX съезда Коммуни­стической партии об осуществлении среднего образования могло быть успешным при условии организован­ного участия в этом деле ком­сомольских, профсоюзных организаций, всей советской общественности. Еще в 1930 г. ЦК КПСС предложил всем партийным организациям рассматривать введение всеобщего обучения как важнейшую политическую кам­панию на весь ближайший период. Тогда же было пред­ложено партийным комитетам не реже двух раз в год заслушивать на своих заседаниях доклады партийной части исполкомов о работе по развертыванию всеобщего обучения.

Большие задачи, стоявшие перед органами народного образования при осуществлении всеобщего среднего об­разования, не должны были заслонять и текущие задачи по за­вершению всеобщего семилетнего обучения, которые требовали повседневной заботы.

В 1954/55 уч. году в школах началось внедрение модернизированных учебных планов и программ, согласно которым в I—IV классах вводились уроки труда, в V— VII—практические занятия в мастерских и на учебно-опытных участках, в VIII—Х классах—различные тру­довые практикумы. С 1954 г. стали повсеместно создавать­ся ученические производственные бригады[42].

Согласно Закону от 24 декабря 1958 г. «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», предусматривающего перестройку общеобразова­тельной средней школы, в стране вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование[43]

.

Стремясь ускорить осуществление в стране общего среднего образования, закон установил, что полное сред­нее образование будут давать не только общеобразова­тельные, но и специальные средние учебные заведения.

15 фев­раля 1960 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «Об организации школ с продленным днем». Получили широкое развитие школы-интернаты, хотя была допущена переоценка значения и перспектив развития этого типа учебных заведений. Во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР (1959 г.) «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского об­служивания детей дошкольного возраста» в 1960 г. в системе АПН РСФСР создан НИИ дошкольного воспитания.

Третий этап развития всеобщего среднего образования и советской школы включает 60—70-е гг.

Основные направления работы в области народного образования были сформулированы в принятой XXII съез­дом КПСС (октябрь 1961 г.) Программе партии: осущест­вление всеобщего обязательного среднего образования; улучшение общественного воспитания детей дошкольного и школьного возраста; создание условий, обеспечивающих более высокий уровень содержания образования и вос­питания подрастающих поколений; дальнейшее развитие и совершенствование высшего и среднего специального образования[44].

В связи с введением восьмилетнего обязательного образования, организацией школ-интернатов и школ с про­дленным днем, расширением сети вечерних (сменных) школ рабочей и сельской молодежи значительно возросла потребность в педагогических кадрах. Поэтому было реше­но увеличить контингент обучающихся в пединститутах и педучилищах. В порядке исключения при лучших средних школах создавались годичные педагогические классы. Лица, имеющие педагогическое образование и желающие перейти на педагогическую работу, получали право посту­пать без экзаменов на последней курс педвузов[45].

Перейти на страницу: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15