Всеобщее среднее образование в СССР
В 60-е гг. усилился процесс укрупнения школ. В конце 6 пятилетки в средних школах обучалось учащихся больше, нежели в восьмилетних и начальных школах, вместе взятых. Только за седьмую пятилетку (1961—1965) было введено в действие 14 тыс. новых школ, на 5 тыс. больше, чем в шестую, и на 10 тыс. больше, чем в пятую пятилетку. Количество ученических мест увеличилось почти на 6,5 млн.
Из организационно-педагогических и программно-методических мероприятий следует назвать введение так называемого линейного, или восходящего, принципа изучения истории в школе (ликвидирован элементарный курс истории СССР, а ее систематический курс стал преподаваться с VII класса). Кроме того, в это время появились школы с углубленным изучением иностранных языков. Согласно постановлению Совета Министров СССР «Об улучшении изучения иностранных языков» (май 1961 г.) открылись дополнительно 700 общеобразовательных школ с преподаванием ряда предметов на иностранном языке, установлено деление классов с числом учащихся более 25 человек на две группы для занятий по иностранному языку. Советы министров союзных республик в 1963 г. пересмотрели сложившееся соотношение изучения иностранных языков в школе и нашли целесообразным установить, чтобы впредь 50% учащихся изучали английский язык, 20% — французский, 20% — немецкий, 10% — испанский и другие языки[46].
Октябрьский и ноябрьский (1964 г.) Пленумы ЦК КПСС признали неоправданным и ошибочным размежевание сфер деятельности партийных, советских, профсоюзных и комсомольских органов, в результате которого на местах были созданы, в частности, промышленные и сельские областные отделы народного образования. Вследствие этого было ослаблено районное звено управления просвещением, а также совместная творческая деятельность учительских кадров города и села. Были устранены и другие недостатки в сфере просвещения. В те года развернулась широкая дискуссия по вопросу приведения в соответствие содержания образования в средней школе с требованиями социального и научно-технического прогресса[47].
Партия провела большую организаторскую работу по совершенствованию управления народным образованием. В 1966 г. создано союзно-республиканское Министерство просвещения СССР, образованы Академия педагогических наук СССР и Ученый методический совет, а также Всесоюзный совет по вопросам средней школы, в который вошли все министры просвещения союзных республик.
В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» в практику школы вводились новые учебные планы, программы и учебники. Систематический курс основ наук стал преподаваться с IV класса, что внесло серьезные изменения в структуру и содержание работы школы. Для углубления знаний по физико-математическим, естественным и гуманитарным наукам, а также для развития разносторонних интересов и способностей учащихся с VIII класса стали проводиться факультативные занял по выбору учащихся. Открыты школы с углубленным теоретическим и практическим изучением отдельных предметов.
Однако в полной мере задача всеобщего среднего образования молодежи решена не была. Имел место значительный отсев из дневной и особенно вечерней школ. В учебно-воспитательном процессе недостаточно внедрялись новые методы и технические средства обучения. Подготовка учительских кадров не всегда и не везде тесно увязывалась с практикой и запросами учреждений просвещения[48]. На все это было обращено внимание министерств просвещения, местных органов народного образования.
К 1970 году в основном было завершено осуществление обязательного восьмилетнего обучения.
Мобилизующую роль в улучшении работы учреждений просвещения сыграло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» (20 июня 1972 г.). Органам
народного образования было предложено завершить к 1975 г. введение новых учебных планов и программ по всем школьным курсам; оборудовать во всех средних школах необходимое количество учебных кабинетов; расширить сеть вечерних школ и их филиалов по месту работы молодежи и укрепить их базу[49].
Для стимулирования постоянного роста квалификации педагогических кадров, повышения их мастерства и творческой инициативы была введена систематическая аттестация учителей, а также установлены звания «старший учитель» и «учитель-методист». При педвузах стали создаваться факультеты повышения квалификации директоров средних школ, при республиканских институтах усовершенствования учителей — кафедры педагогики и психологии.