Возрастные особенности внимания
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения[1]. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое и т.п. внимание ), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность.
Актуальность
темы заключается в том, что жалобы на недостаток внимания и усидчивости у школьников составляет 90% всех жалоб со стороны родителей и учителей. Проблемой нарушения внимания школьный психолог занимается больше всего, возможно, потому, что симптомы нарушения внимания самые очевидные, а также потому, что существует большое количество методик для диагностики и, самое главное, коррекции подобных нарушений.
Два раза в год в каждом классе начальной школы проводится фронтальное обследование внимания. Результаты анализируются и используются для предупреждения и коррекции трудностей в обучении. В процессе этих исследований становится очевидным необходимость превратить ученика из пассивного объекта диагностики в заинтересованного в результате участника, понимающего причины своих трудностей и готового к их преодолению.
Цель
исследования
– провести анализ особенностей развития внимание у школьников второго-третьего возраста.
Объект
исследования
– группа школьников …возраста
База исследования
– школа № 15 в городе Москве.
Предмет исследования
– особенности внимания у школьников 7-8 лет
Гипотеза
исследования
состоит в том, что единственная функция, которую мы можем исследовать фронтально в динамике, — это внимание и поскольку внимание осуществляет функцию контроля деятельности, оно тесно связано с развитием самоконтроля и успеваемости школьников.
Исходя из гипотезы, сформированы следующие задачи
:
1. Провести анализ литературы по вопросу развития внимания у учащихся начальных классов.
2. Выявить возрастные особенности развития внимания.
3. Спланировать и провести эксперимент по изучению функции внимания у школьников 2 и 3-х классов
4. Проанализировать и интерпретировать полученные экспериментальные данные.
Были использованы: методика Бурдона - исследование особенностей распределения внимания методом корректурной пробы.
- Общая характеристика внимания
- Особенности развития внимания
- Основные функции внимания.
- Проблема изучения основных свойств внимания
- Методики для диагностики
- Методика проведения эксперимента, проба Бурдона
- Порядок проведения диагностики
- Исследование внимания
- Примерные нормы и обратная связь
- Анализ работ
- Заключение