Всеобщее среднее образование в СССР
С первых лет Советской власти учительство и учащиеся учебных заведений стали объединяться в свои профессиональные союзы, первыми из которых были союз учителей-интернационалистов, союз коммунистов-учащихся и союз работников просвещения и социалистической культуры. В речи на первом съезде учителей-интернационалистов в 1918 г. В. И. Ленин, говоря о стержневых направлениях работы учительства, произнес следующие слова, ставшие девизом советских педагогов: «Нельзя ограничить себя рамками узкой учительской деятельности. Учительство должно слиться со всей борющейся массой трудящихся. Задача новой педагогики — связать учительскую деятельность с задачей социалистической организации общества»[12]. С 1922 по 1934 г. существовал единый профсоюз работников просвещения, который объединял учителей и воспитателей школы, детских садов, детских домов, преподавателей вузов, сотрудников учреждений науки и политпросветработников.
Коммунистическая партия, придавая огромное значение роли учительской интеллигенции в социалистическом строительстве, приняла ряд мер по вовлечению в свои ряды лучшей части педагогических кадров. В 1924 г. вышли постановления ЦК РКП (б) «О работе среди сельского учительства» и «О приеме в партию сельских учителей». В соответствии с рекомендациями Центрального Комитета партии в январе 1925 г. был проведен первый Всесоюзный съезд учителей. В эти годы многое удалось сделать для повышения авторитета и престижа педагогической профессии, улучшения материального и культурно-бытового обслуживания учителей. Так, в 1918 г. СНК принял постановления «О прибавках народным учителям» и «О нормах оплаты учительского труда». В 1925 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «О пенсионном обеспечении учителей школ I ступени сельских и городских и других работников просвещения в деревне», а в 1929 г.— постановление «О пенсионном обеспечении работников просвещения за выслугу лет». Сельские учителя получили ряд льгот и преимуществ.
Органы народного образования и педагогические коллективы школ под руководством партийных комитетов и местных Советов, при активном участии профсоюзных, комсомольских и других массовых организаций активно участвовали в общенародном движении за ликвидацию неграмотности взрослого населения. Повсеместно работали пункты ликбеза, кружки, школы и курсы грамоты, проводились культпоходы, недели и месячники по ликвидации неграмотности, издавались буквари и учебно-наглядные пособия[13]. В стране ряд лет функционировали Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности и местные чрезвычайные комиссии, общество «Долой неграмотность», возглавлявшееся М. И. Калининым.
К вопросу всеобщего обучения детей привлекалось внимание центральных и местных советских органов. Один за другим выносятся постановления центральных органов республик о подготовке к введению всеобщего обучения, намечаются планы его введения. В 1923 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР признал необходимым приступить к разработке плана введения всеобщего обучения.
В центральных и местных органах народного образования шли подготовительные работы по введению обязательного начального обучения всех детей.
В 1923 г. Советом Народных Комиссаров РСФСР было вынесено постановление о сети учреждений Наркомпроса РСФСР. Совет Народных Комиссаров предложил организовать при Наркомпросе РСФСР и губернских (областных) отделах народного образования сетевые комиссии по всеобщему обучению из представителей Народного комиссариата просвещения, Народного комиссариата финансов, Рабоче-крестьянской инспекции и Центрального статистического управления. Постановлением были установлены и закреплены сеть и контингенту просветительных учреждений.
В постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 31 августа 1925 г. даны подробные директивы о сроках введения всеобщего обязательного начального обучения, о сети школ, предельном радиусе района, обслуживаемого одной школой, и др.
Предельным сроком введения всеобщего обязательного обучения на территории РСФСР ВЦИК и СНК установили 1933/34 учебный год.
XV съезд партии в «Директивах по составлению пятилетнего плана народного хозяйства» указывал, что пятилетний план в связи с задачами социалистического строительства должен учесть необходимость решительного повышения культурного уровня населения города и деревни, развития национальных культур народностей СССР и увязать план культурного строительства с индустриализацией страны, как неотъемлемую часть общего плана социалистического строительства СССР. В основу плана культурного строительства съезд предложил положить те задачи народного образования, которые обеспечивают культурный рост широких масс трудящихся — всеобщее обучение, ликвидацию неграмотности, массовое профтехническое образование, а также задачи подготовки квалифицированных специалистов и научных работников[14]. В резолюции «О работе в деревне» съезд предложил местным партийным организациям «принять меры по решительному проведению в жизнь всеобщего обязательного первоначального обучения, всемерно поддерживая в этом деле инициативу населения и местных советов».