Всеобщее среднее образование в СССР
Актуальность темы
данной работы определяется целым рядом важных обстоятельств.
Во-первых, вступлением ведущих мировых держав в стадию перехода к информационному обществу, в котором впервые в истории человечества знания и образование востребованы как важнейший элемент развития и прогресса.
Во-вторых, необходимостью обстоятельного анализа как советского, так и современного исторического опыта разработки и осуществления государственной политики в области образования для выяснения реальной роли государства, его структур и институтов в деле поддержки образовательных учреждений.
В-третьих. Хорошо известно, что реформирование общества невозможно без развития и совершенствования структуры и содержания образования, приближения целей и задач обучения и воспитания к потребностям общества и государства.
В-четвертых, череда реформ в сфере образования, идущих в СССР (России) на протяжении почти сорока лет до сего дня не получала оценки современных специалистов-историков (что будет заметно по использованной литературе, которая приходится в основной на 1950-1980 гг.). Без промежуточного подведения итогов невозможна постановка новых задач в этой важнейшей сфере человеческой деятельности, каким и является образование.
Цель работы
рассмотрение законодательства о всеобщем среднем образовании и его переход к общему среднему, исторических предпосылок и особенностей разработки и осуществления советской государственной политики в сфере образования в 30-80-е гг. при переходе ко всеобщему среднему образованию.
XIX съезд Коммунистической партии Советского Союза в директивах по пятому пятилетнему плану развития СССР предложил провести в области дальнейшего развития школьного дела два важнейших мероприятия:
всеобщее среднее десятилетнее образование и политехническое обучение[1].
Съезд партии предлагал завершить к концу пятилетки переход от семилетнего образования на всеобщее среднее образование (десятилетка) в столицах республик, городах республиканского подчинения, в областных, краевых и крупнейших промышленных центрах и подготовить условия для полного осуществления в следующей пятилетке всеобщего среднего образования (десятилетка) в остальных городах и сельских местностях.
Таким образом, к 1960 г. в Советском Союзе всему молодому поколению была обеспечена возможность получить среднее образование.
Советская власть, декларируя введение всеобщего обучения, гарантировала его осуществление путем организации ряда мероприятий, дающих детям и подросткам действительную возможность получить соответствующее образование.
Всеобщее обучение обеспечивается обязательностью обучения, наличием сети школ и школьного помещения, находящегося в недалеком расстоянии от места жительства учащегося, а при отдаленном расстоянии — наличием интерната, в котором мог бы жить ученик; хорошо подготовленными для занятий с детьми учителями; возможностью приобретения учащимися учебников и письменных принадлежностей; необходимой бесплатной помощью (обувь, одежда) временно впавшим в нужду учащимся. Всеобщее обучение предполагает тщательный учет всех детей, подлежащих обучению, организацию контроля над посещением школы всеми детьми школьного возраста[2]. В защиту права детей на образование приходятся законы Советского Союза, обязывающие родителей или лиц, их заменяющих, обучать своих детей в школе. При всеобщем обучении в школах обеспечивается преподавание предметов на родном для детей языке.
Одновременно с введением всеобщего десятилетнего обучения существенно меняется содержание среднего образования. XIX съезд КПСС предложил: в целях дальнейшего повышения социалистического воспитательного значения общеобразовательной школы и обеспечения учащимся, заканчивающим среднюю школу, условий для свободного выбора профессий—приступить к осуществлению и проведению мероприятий, необходимых для перехода к всеобщему политехническому обучению в средней школе[3].
Законодательство о развитии советской школы на пути ко всеобщему среднему образованию
Требование о введении в стране всеобщего обязательного обучения выдвигалось еще задолго до Великой Октябрьской социалистической революции.
В 1903 г. В. И. Ленин в брошюре «К деревенской бедноте» указывал на крайнюю необходимость введения в России всеобщего обучения.
«Только даровое и обязательное обучение всех детей,—писал он,—может избавить народ хотя бы отчасти от теперешней темноты»[4]. В программу РСДРП, принятую на II съезде в 1903 г., вошло требование о даровом и обязательном общем и профессиональном образовании для всех детей обоего пола до 16 лет, снабжение бедных детей пищей, одеждой и учебными пособиями за счет государства.