Методика использования элементов географического прогнозирования в процессе экологической подготовки школьников на уроках географии в условиях педагогического эксперимента.

При изучении зональных природных комплексов, например Восточно-Европейской равнины, учащимся может быть предложен следующий вариант.

А) Пользуясь различными источниками географической информации (учебник, атлас) составить схематическую модель природного комплекса лесостепей и степей, измененного деятельностью человека.

Б) Обосновать и определить меры, необходимые для оптимизации природопользования в данном природном комплексе.

Примечание для выполнения задания:

l Загрязнение воздуха промышленными дымами и газами (воздействие на климат);

l Рост оврагообразования в результате проведения сельскохозяйственных работ (воздействие на рельеф);

l Зарегулирование стока, загрязнение подземных и поверхностных вод сточными водами, нарушение правил полива (воздействие на внутренние воды);

l Сплошная распашка, уничтожение древесной растительности (воздействие на почвенно-растительный покров).

Ход работы:

Пользуясь источниками географической информации определите взаимовлияние компонентов друг на друга; примеры последствий этого взаимовлияния выпишите в соответствующие клетки таблицы.

А) Пользуясь текстом учебника выясните причины высокой степени распаханности степей и лесостепей (плодородие почвы);

Б) Выпишите в соответствующую клетку таблицы влияние распаханности на рельеф территории (усиление оврагообразования при распашке склона от вершины к подножью и уничтожение растительного покрова);

В) По карте атласа выявите примеры воздействия человека на речной сток (каналы, водохранилища); определите причины сооружения водохранилища и каналов в зоне лесостепей и степей (недостаточное увлажнение вызывает потребность в искусственном орошении);

Г) Выявите последствия неправильного полива (засоление почв).

После заполнения всех клеток таблицы учащиеся приступают к выполнению второй части задания.

Для этого, на основании анализа содержания каждой горизонтальной графы, ученики выписывают в столбец «меры по оптимизации природопользования» комплекс соответствующих мероприятий, необходимых для предупреждения или ликвидации вредных последствий изменения природы человеком.

1. Проанализируйте содержание клеток таблицы напротив почвенно-растительного покрова и выделите неблагоприятные последствия изменения природы человеком (водная и ветровая эрозия, гибель урожая от загрязнения воздуха и.др.).

2. Пользуясь атласом и учебником определите необходимые меры по ликвидации или предупреждению этих последствий и выпишите их в соответствующие клетки правой графы:

А) По тексту учебника выпишите меры, препятствующие водной и ветровой эрозии (посадка лесополос для ослабления силы ветра; распашка поперек склона для уменьшения смыва почвы; борьба с оврагами);

Б) Выпишите из учебника меры по предотвращению последствий неправильного полива и загрязнения поверхностных вод перед выбросом их в водоемы;

Выполнению этого задания предшествовал устный инструктаж. Учащимся был продиктован перечень видов воздействия человека на ПТК. В процессе работы по выявлению направлений оптимизации воздействия человека на данный природный комплекс ученики составили схематическую модель, образец которой приводится в таблице 4.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12