Методика использования элементов географического прогнозирования в процессе экологической подготовки школьников на уроках географии в условиях педагогического эксперимента.
Экологи: Возникнет сильное загрязнение окружающей среды.
Гидротехники: По территории Западной Сибири протекает равнинная река Обь. По площади бассейна она занимает первое место среди рек России, а по водоносности – третье, после Енисея и Лены. Мы предлагаем здесь строительство ГЭС. (Это дешевая электроэнергия и, как нам кажется, более экологически безопасный тип электростанций).
Председатель комиссии: В настоящее время, у нас имеется два предложения: строительство ГЭС и ТЭС. Вопрос выносится на голосование.
Решение принято. Рассматривается вопрос о целесообразности строительства ГЭС на реке Обь.
Учитель: Коллеги, Вы приняли решение о возможном строительстве ГЭС на реке Обь. Сейчас Вам предстоит проделать очень кропотливую работу. Каждая группа экспертного совета должна представить заключение о положительных и отрицательных сторонах данного проекта, после чего будет принято окончательное решение.
Изначальные условия:
– наиболее удачное место строительства ГЭС в районе г.Салехарда;
– высота плотины - 100 м.;
– предполагаемое название ГЭС – Нижне-Обская ГЭС.
Каждая группа получает карточки с заданиями и составляет заключение о возможности строительства ГЭС.
Работа экспертных групп.
Раздаются карточки с заданиями и дополнительным материалом.
Задания для гидротехников:
1. Вычертить на контурной карте Западной Сибири территорию предполагаемого района затопления при создании ГЭС (высота плотины – 100 метров).
2. Сделать копии данной карты для остальных групп (4 шт.).
3. Вычислить, используя дополнительный цифровой материал, приблизительную мощность будущей ГЭС.
4. Сделать вывод о целесообразности строительства Нижне-Обской ГЭС.
Задания для геологов:
1. Нанести на контурную карту Западной Сибири месторождения полезных ископаемых, подписать их.
2. Наложить на контурную карту Западной Сибири конфигурацию предполагаемого водохранилища; перечислить виды полезных ископаемых, попадающих в зону затопления.
3. Проанализировать данные о стоимости добычи нефти и газа на суше и со дна моря.
4. Сделать ввод.
Задания для климатологов:
1. Нанести на контурную карту Западной Сибири показатели июльских и январских температур, основные направления ветра.
2. Сравнить климатическую карту Западной Сибири с контурной картой предполагаемого водохранилища.
3. Зная особенности климата Западной Сибири, спрогнозировать возможные изменения климата в результате образования водохранилища.
4. Сделать вывод о целесообразности строительства Нижне-Обской ГЭС.
Задания для климатологов:
1. Нанести на контурную карту Западной Сибири заповедники, представителей растительного и животного мира, имеющих промысловое значение, районы с плодородными почвами.
2. Сравнить подготовленную карту с контурами предполагаемого водохранилища.
3. Сделать вывод о целесообразности строительства Нижне-Обской ГЭС.
Задания для экономистов:
l Нанести на карту Западной Сибири крупные города, отрасли промышленности.
l Сравнить подготовленную карту с контурами предполагаемого водохранилища. Подчеркнуть города, попадающие в зону затопления. Выявить возможные экономические и социальные проблемы данной ситуации (работа с дополнительной информацией о городах Западной Сибири).