Методика использования элементов географического прогнозирования в процессе экологической подготовки школьников на уроках географии в условиях педагогического эксперимента.
Для построения схематической модели были отобраны следующие компоненты природного комплекса: климат (атмосферный компонент), рельеф и слагающие его горные породы (литосферный компонент), внутренние воды (гидросферный компонент), растительность (биосферный компонент). Ученикам было предложено также последовательно выявлять прямое и обратное влияние компонентов друг на друга.
Выявление данных заданий проводилось на уроках по плану, изложенному на специальных карточках. Пример такой карточки дан ниже.
Ход работы:
А) Установление зависимости климата от рельефа:
I) Выясните влияние рельефа на климат. Выберите из текста учебника необходимые данные и заполните соответствующую клетку таблицы (равнинность территории способствует глубокому проникновению арктических воздушных масс).
Б) Выявление особенности влияния климата на внутренние воды:
I) По картосхеме «Вскрытие и замерзание рек» определить очередность ледостава и вскрытие рек;
II) По тексту учебника установите, к чему приводит ранний ледостав на севере и раннее вскрытие рек (во время ледостава и весной на реках образуются нагромождения льда). Полученные данные занесите в соответствующие клетки таблицы.
Аналогичным путем ученики выявляют взаимовлияние остальных компонентов и заполняют таблицу. После записи она принимает тот вид, который показан в таблице 2.
Таблица 3. Модель природного комплекса Западно-Сибирской равнины сконструированная учащимися в ходе выполнения практической работы.
Компонент ПТК |
Климат |
Рельеф и слагающие его горные породы |
Внутренние воды |
Почвенно-растительный покров |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Климат |
|
Равнинность территории способствует глубокому проникновению воздушных масс вглубь |
Большая заболоченность вызывает повышение влажности воздуха |
Характер растительности обуславливает микроклимат каждого зонального природного комплекса |
Рельеф и слагающие его горные породы |
Континентальный климат способствует существованию многолетней мерзлоты |
|
Из-за боковой эрозии преобладают широкие долины с хорошо выраженными террасами |
Растительность препятствует развитию эрозии (водной и ветровой), противостоит таянию многолетней мерзлоты |
Внутренние воды |
Климат вызывает ранний ледостав в низовьях и ранней таяние в верховьях, что приводит к ледяным заторам |
Плоский рельеф способствует замедлению речного стока, заболачиванию и большим разливам рек |
|
Сфагновые мхи способствуют накоплению влаги и возникновению верховых болот |
Почвенно растительный покров |
Ослабление влияния Атлантики и близость Арктики обуславливают широтную зональность растительности, промерзание почв и короткий вегетационный период |
Мерзлый грунт обуславливает редкостойность и угнетенность древесной растительности |
Заболоченность замедляет почвообразование, прирост древесины и вызывает угнетение формы древостоя |
|