Методика использования элементов географического прогнозирования в процессе экологической подготовки школьников на уроках географии в условиях педагогического эксперимента.
Таблица 2. Оценка учащимися природных факторов, влияющих на хозяйственную деятельность, полученная в ходе выполнения практической работы.
Природные факторы | |
Благоприятные |
Неблагоприятные |
1 |
2 |
Равнинность территории (для всех видов природопользования) |
Заболоченность (для всех видов природопользования |
Развитая гидросеть (для судоходства и рыболовства) |
Многолетняя мерзлота (для всех видов природопользования) |
Лесоизбыточность территории (для заготовки древесины) |
Короткий вегетационный период (для земледелия) |
Пастбища в тундре, охотничьи угодья в тайге и тундре (для оленеводства и пушного промысла) |
Суровый климат (для здоровья человека; для эксплуатации техники) |
Во второй теме «Внутренние воды и водные ресурсы» урока «Водные ресурсы. Загрязнение поверхностных вод. Пути решения экологических проблем» учащиеся сначала называли и показывали крупнейшие реки, озера; используя карту, давали характеристику отдельным водным объектам; оценивали водные ресурсы. В завершении им была предложена одна из разработанных нами задач экологического содержания направленная на закрепление материала и создания у учеников представления о роли и уязвимости экологии водных объектов - установлено, что 1 тонна нефти разлитой на водной поверхности, образует нефтяное пятно площадью 6 км2. Какую площадь акватории покроет нефтяное пятно в случае аварии нефтеналивного судна тоннажем 5000 тонн?
Другие задания.
Определите и проанализируйте причины и последствия изменения человеком речного стока на территории Восточно-Европейской равнины.
Ход работы:
1. По физической карте Европейской части России установить, в какой части Восточно-Европейской равнины сосредоточены крупные водохранилища (центр и юг Восточно-Европейской равнины);
2. По политико-административной карте установить в какой части Европейской территории России сосредоточены крупные города (Центр и Юг);
3. Объясните причины сосредоточения водохранилищ в центральной и южной частях Европейской территории России. (Потребность в воде крупных и промышленных городов).
Примерами задач экологического содержания являются следующие задания:
Определить потребность в воде для современного города с населением в 1 млн.человек.
Дано: город с населением 1 млн. человек потребляет около 0,5 млн.м3 чистой воды в сутки [16, с.121]. После очистки перед сбросом в водоемы стоки должны быть разбавлены в 20-кратном объеме чистой воды.
Найти: какой объем воды потребуется городу в течении года для разбавления сточных вод? (Примерно 3,6 км3/год).