Методика использования элементов географического прогнозирования в процессе экологической подготовки школьников на уроках географии в условиях педагогического эксперимента.
Ролевые игры подобного типа рассчитаны на 45-50 минут и могут проводиться как на уроке, так и во внеурочное время.
Как показывает многолетний опыт проведения ролевых игр, наилучшие результаты получаются при задействовании учащихся нескольких классов.
На уроке «Изменение природы под влиянием деятельности человека» ученики предварительно разделившись на группы выполняли практическую работу организованную в виде ролевой игры «Строительство ГЭС».
Ролевая игра «Проектирование ГЭС»
Оборудование: физическая карта РФ, проектор со слайдами (1 – контурная карта Западной Сибири; 2 – размещение полезных ископаемых в Западной Сибири; 3 – распределение показателей июльских и январских температур, направлений ветра в Западной Сибири; 4 – распределение заповедников, представителей растений и животных в Западной Сибири), карточки с заданиями для экспертных групп, атласы, контурные карты, калька, цветные карандаши, эмблемы, магнитофон.
Учащимся предлагается обосновать целесообразность сооружения гидроэлектростанции в нижнем течении реки Обь. Класс разбивается на группы «специалистов» гидротехников, геологов, климатологов, экономистов, экологов. Каждая группа получает конкретное задание по оценке природных условий и ресурсов зоны затопления. В групповой работе также предусматривается выявление негативных последствий воздействия человека на природу.
Контроль и координацию коллективной работы осуществляет руководитель группы. В каждой группе имеется «картограф», в обязанности которого входит нанесение природной обстановки на картосхему. Картографическая основа вычеркивается на доске заранее.
Предлагается следующий порядок действий:
1. Пользуясь картой Западной Сибири, определить примерные контуры зоны затопления при условии, что высота плотины ГЭС составит 50 метров;
2. Определить природные и антропогенные объекты, которые окажутся в зоне предполагаемого затопления (лесные и земельные ресурсы, месторождения полезных ископаемых, населенные пункты и др.);
3. Выявить нежелательные для человека последствия, которые могут возникнуть при сооружении водохранилища.
Ход урока
Председатель комиссии(один из учащихся класса): На повестку дня выносится вопрос: «Решение проблемы обеспечения электроэнергией северной части Западно-Сибирского экономического района Российской федерации».
Учитель: Вы уже знакомы с особенностями природы этого региона России. Если Вы обратите внимание на экономическую карту района в атласе, то увидите, что в северной части Западной Сибири отсутствуют электростанции. Поэтому не случайно проблема обеспечения электроэнергией этого региона очень актуальна сегодня.
Председатель комиссии: Какие пути решения проблемы Вы можете предложить? (Время для обсуждения – 2 минуты).
Геологи: Запасы нефти и газа выводят Западную Сибирь в число мировых лидеров. Поэтому можно предложить построить здесь тепловые электростанции.
Председатель комиссии: Возможно ли рассмотрение данного проекта? Есть ли возражения?
Экономисты: Для работы такого типа электростанции требуется слишком много дорогостоящих топливно-энергетических ресурсов. Это будет дорогая электроэнергия.