Методика использования элементов географического прогнозирования в процессе экологической подготовки школьников на уроках географии в условиях педагогического эксперимента.
Сравните с годовым стоком р. Нева.
В теме 4 «Почвы и почвенные ресурсы» важная роль была отведена уроку «Почвенные ресурсы России. Пути сохранения плодородия. Проблемы рационального использования» в ходе которого почва рассматривалась как рыхлый плодородный слой горных пород. Отмечалось также, что это среда обитания живых организмов и экологический фактор. Учащиеся называли факторы почвообразования; используя карту, называли типы почв и их свойства; приводили примеры рационального и нерационального использования почвенных ресурсов. В конце урока была организована практическая работа в виде разработанной нами задачи экологического содержания направленная на понимание учениками времени, которое затрачивает природа на воссоздание небольшого слоя плодородного слоя - известно что для воссоздания 1 сантиметра плодородной почвы требуется около 100-450(для чернозема) лет. Рассчитайте сколько лет потребовалось природе для создания почв в Центрально-Черноземном районе России, если известно, что в некоторых областях глубина залегания чернозема составляет 1,5 метра.)
На уроке «Своеобразие растительного и животного мира России. Биологические ресурсы. Проблемы охраны и восстановления растительного и животного мира» по теме «Растительный и животный мир» ученики объясняли разнообразие растительных сообществ на территории России, приводили примеры; объясняли видовое разнообразие животного мира; называли меры по охране растений и животных. Урок заканчивался проведением групповой формы работы направленной на формирование у учеников понимания важности и взаимной зависимости животных в пищевой цепочке, что изменение численности одних животных сказывается на численности всех популяций животных живущих на конкретной территории. Определить каким образом скажется уничтожение животных представителей нижних этажей пищевой цепи на численность животных представителей высших этажей пищевой цепи. Учитель делит класс на группы и каждой из них сообщает виды животных необходимые для выполнения задания). Ученики разбиваются на группы, учитель каждой группе дает свое задание связанное с определенными видами животных. По окончании работы от каждой команды выбирается один докладчик, который доносит до всех точку зрения каждой команды. Учитель в каждом случае выделяет одну, общую для все закономерность.
В разделе «Природные комплексы России» в теме «Природное районирование» на уроке «Зоны степей, полупустынь и пустынь. Современные ландшафты. Высотная поясность» ученики показывали на картах природные зоны степей, полупустынь и пустынь России, называли их; объясняли причины зонального и азонального расположения ландшафтов; приводили примеры взаимосвязей природных компонентов в природном комплексе. Урок завершался практической работой по выявлению зависимости и степени влияния измененных деятельностью человека природных компонентов друг на друга на примере конкретных природных комплексов. выявление зависимости и степени влияния между природными компонентами на примере конкретных природных комплексов. Учащиеся с целью выяснения особенностей природы составляли схематическую модель природного комплекса на основе использования следующих источников: карта атласа 8 класса (физическая, почвенная, климатическая, растительности), текст учебника (общий и региональный обзоры).