Методика использования элементов географического прогнозирования в процессе экологической подготовки школьников на уроках географии в условиях педагогического эксперимента.
Применительно к содержанию нашего учебного предмета мы используем данный термин в случае, когда в сформулированном задании школьнику требуется найти и обосновать избранный вариант поступка по отношению к окружающей природе. Приведем примеры.
Задача-дилемма 1
Класс делится на две группы и учитель дает им следующее задание:
В Национальном парке, где Вас назначили недавно Директором, редкие образцы нескольких видов растений срочно нуждаются в спасении. Хозяйство парка находится в упадке, на его развитие и содержание нет средств. В этой ситуации Вы:
l сформируете группу добровольцев, чтобы пересадить эти растения;
l издадите дополнительный указ о защите этих растений;
l развернете агитацию против уничтожения растений через местную печать, радио и т.п.;
l попытаетесь найти денежные средства для содержания этих растений;
l другое действие.
После 15 минут обсуждения в группах, от каждой выступает один школьник и аргументировано докладывает результаты обсуждения.
Задача-дилемма 2
Учащиеся снова делятся на группы. Учитель ставит задачу: cемья живет в большом городе. Вы - один из родителей. В предновогодние дни перед вами встала проблема: купить живую или искусственную елку. Вы знаете, что в лесу ель до высоты 1 м растет около 5-6 лет, а искусственная - очень дорогая, но ее можно использовать несколько лет. Живая ель дешевле и ваша семья всегда покупала живые елки. Вы:
l покупаете елку на «елочном базаре»;
l не покупаете елку и едете на новый год к друзьям на дачу;
l приобретаете искусственную ель;
l составляете композицию из живых веток.
Как видно из приведенных примеров, несмотря на различный экологический контекст, задачи-дилеммы имеют определенную структуру.
Первый компонент — содержательный — включает знания, которые необходимы школьникам для формирования прогноза.
Второй — операционный — навыки и умения как единицы предметной деятельности учащихся, реализуемые в установлении причинно-следственных связей, реконструкции и преобразовании знаний, выдвижении и анализа гипотез, планировании.
Мотивация—третий компонент — проявляется как потребность выходить за свои пределы, экстраполировать себя в будущее и необходимость использовать эти знания для наиболее целесообразной организации своей жизнедеятельности и оптимального преобразующего воздействия на природу и общество.
Главное отличие дилемм от других видов учебных задач состоит в выборе и обосновании правильной альтернативы не факта, понятия и т.п., а поступка, решения. Поскольку обучение носит исключительно деятельностный характер, целесообразность использования учителем задач-дилемм очевидна.
Процесс решения задач-дилемм, как показало наше исследование, развивает важнейшие качества личности учащегося по взаимодействию с природой, мотивы экологосообразного поведения, самосознание, волю, способность к прогнозированию; нравственные чувства: долг, ответственность, симпатия ко всему живому. Все это позволяет рассматривать задачи-дилеммы в качестве доступного и эффективного средства обучения, способствующего интенсификации экологического образования на уроках географии.