Описание системы диагностических заданий
- Замедление, послоговое воспроизведение, с запинками 1-2 слова с искажением слоговой структуры – 2 балла.
- Искажение слоговой структуры – 1 балл.
- Невоспроизведение – 0 баллов.
Обследование состояния фонематического слуха
Перед обследованием знакомятся с результатами лор - врача о нормальной остроте слуха (медицинская карта). У детей с нормальным физическим слухом нередко наблюдаются специфические трудности в различении тонких дифференциальных признаков фонем, которые могут повлиять на весь ход развития звуковой стороны речи.
Трудности в слуховой дифференциации звуков могут вторично повлиять на формирование звукопроизношения. Что также может стать причиной дисграфии.
При исследовании фонематического восприятия используются задания, исключающие артикулирование, чтобы трудности проговаривания не влияли на качество его выполнения.
Таблица 11
Содержание задания |
Наглядный материал |
-Опознание фонем а) Инструкция: «Подними руку, если услышишь [о] среди других гласных» б) Инструкция: «хлопни в ладоши, если услышишь согласный звук [к] среди других согласных» |
а, у, ы, о … п, н, м, к, т, р |
- Различение фонем близких по способу и месту образования и акустическим признакам: а) звонких и глухих б) шипящих и свистящих соноров. |
п-б, т-д, к-г, ш-ж … с, ш, з, ж, ч … р, л, м, н |
-Повторить слоговой ряд а) звонкие – глухие б)шипящие-свистящие в) с сонорами |
да-та, та-да-та,… ба-па, па-ба-па… жа-ша, жа-жа-ша … са-за, са-за-са… ша-са-ша, ша-ча-ша … жа-ра-ша … ра-ла-ла, ла-ра … |
- Инструкция: назови эти картинки, скажи, чем отличаются названия слова-паронимы |
Бочка – почка Коза – коса Дом – дым … |
Оценка:
- Все задания выполнены, верно – 3 балла.
- Допускаются ошибки, которые исправляются самостоятельно, после повторного воспроизведения – 2 балла.
- Часть заданий недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение – 1 балл.
- Невыполнение – 0 баллов
Таким образом, учитывая единый методологический принцип системного анализа речевых нарушений, проведен выбор приемов обследования и систематизация диагностических заданий по выявлению предпосылок дисграфии у детей старше дошкольного возраста.