Описание системы диагностических заданий
Оценка:
- Внимание устойчивое – 3 балла.
- Внимание устойчивое, но плохо переключается, быстро истощается, ошибок примерно третья часть – 2 балла.
- Внимание неустойчивое, с низкой концентрацией, плохо переключается, половина ошибок при выполнении проб – 1 балл.
- Низкая сосредоточенность внимание не концентрирует, ошибок при выполнении заданий больше половины – 0 баллов.
Таблица 2 - Обследование восприятия
Прием |
Содержание задания |
Зрительное восприятие: - «Доска Сегена » |
Вкладывать силуэтные фигуры в пазы |
- «Узнай спрятанные предметы» |
Предъявляются контурные, наложенные друг на друга изображения предметов. |
- Найти несколько отличий |
Предлагаются 2 картинки с некоторыми различиями друг от друга |
Тактильное восприятие: -«Угадай, что в мешочке?» |
Угадывание объемных фигур в мешочке , нахождение и показ на картинке. |
-«Почтовый ящик» |
С закрытыми глазами на ощупь опускает фигуры в прорези. |
Слуховое восприятие. -Узнавание неречевых звуков |
Взрослый проводит действия с предметами: ключами, бумагой, щелкает пальцами. |
-Дифференциация звуков: «тихо-громко» |
Взрослый произносит звукоподражания: - «кто лает собака или щенок?» -«кто квакает лягушка или лягушонок?» -«чья песня ветра или ветерка?» |
- Узнавание мелодий |
Напевание или отстукивание музыкальным инструментом знакомой мелодии. |
Оценка:
Зрительное восприятие
- Узнавание всех предметов, выполнение без ошибок – 3 балла.
- Выполнение с ошибками, неузнавание предметов, длительность – 2 балла.
- Все пробы с большими ошибками – 1 балл.
Тактильное восприятие
- Угадывание предметов по дифференциальным признакам – 3 балла.
- Нарушается связь между словом, предметом и тактильными ощущениями от этого предмета, длительность выполнения с незначительной задержкой – 2 балла.
- пробы выполняются с большим количеством ошибок – 1 балл.
- не может выполнить – 0 баллов.
Слуховое восприятие
- Узнал все звуки и отдифференцировал их без ошибок – 3 балла.
- Незначительные ошибки в узнавании звуков дифференцирование звуков – 2 балла.
- Значительная часть ошибок в опознании и дифференциации звуков – 1 балл.
- Не узнал в предложенных пробах звуки и песни – 0 баллов.
Баллы, начисленные по каждой группе, суммируются.
Таблица 3 - Обследование памяти
Содержание задания |
- Перед ребенком раскладывают 5-6 игрушек, он должен запомнить их. Затем убираем одну из них. Ребенок должен угадать, какой игрушки не стало. - Перед ребенком раскладывают 5-6 картинок. Он должен запомнить их расположение, затем незаметно поменять их расположение. Ребенок должен восстановить их первоначальное расположение. - Выучить, рассказать знакомое стихотворение, двустишие. |
Оценка:
- Нет ошибок, воспроизводит верно – 3 балла.
- Отсроченное воспроизведение, единичные ошибки при выполнении – 2 балла.
- Выполнение с большим количеством ошибок – 1 балл.
- Не выполняет – 0 баллов.
Серия II. Обследование моторики
Исследование двигательных проб, требующих слуховой и зрительной дифференциации, распределения внимания, активной работы памяти, организации движений руки, ориентировка в пространстве и времени позволит в дальнейшем, например, избежать оптической и аграмматической форм дисграфии.
Таблица 4 - Обследование общей моторики
Прием |
Содержание задания |
- Исследование двигательной памяти, переключаемости, самоконтроля при выполнении проб |
- Повторить любые движения - Повторить движения за исключением одного запретного |
- Исследование статической координации |
Стоять с закрытыми глазами: - стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой ,руки вытянуты вперед(5 сек); - на правой ноге, затем на левой (5сек) |
-Исследование пространственной организации |
- Прыжки на правой ноге, на левой, попеременно, затем попрыгать на двух ногах. - Обойти кабинет вокруг и вернуться, например, в правый угол и наоборот. - Поймать брошенный мяч правой рукой, затем левой |
-Исследование ритмического рисунка |
- Отстучать за взрослым ритмический рисунок( …- ; - -; --.) - Сначала взрослый ударяет определенный ритм музыки, затем ребенок повторяет |