Описание системы диагностических заданий
Оценка:
- Правильное, самостоятельное выполнение всех заданий – 3 балла.
- Ошибки, которые исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса – 2 балла.
- Большинство заданий выполнялось с помощью (стимуляции, расширения инструкции, уточнения вопроса, подсказка), соотношение правильных ответов к неправильным 1:3 – 1 балл.
- Невыполнение – 0 баллов.
В процессе предварительной беседы с ребенком не всегда удается выявить аграмматизмы, поэтому используются данные задания. Одним из показателей уровня сформированности грамматического строя языка является изменение правильного построения предложения. Предложены задания на исследования грамматических отношений (управление и согласование) слов в предложении.
Таблица 9 - Обследование грамматического строя
Содержание задания |
Используемый материал |
1 |
2 |
- Составление предложений. Задаются вопросы, требующие ответов сложными вопросами. |
Сюжетная картинка. |
- Рассказ из собственного опыта | |
1 |
2 |
- Вставка недостающего предлога в предложении. |
- Лена наливает чай … чашки. - Птенец выпал … гнезда. - Кот сидит… стулом (откуда выглядывает?) - Собака сидит … конуре. |
- Словоизменение. а) употребление существительного единственного и множественного числа в различных падежах. б) преобразование единственного числа имен существительных во множественное число в именительном и родительном падежах. |
По картинкам: - Чем покрыт стол? - Чем режут хлеб? - Кого кормит девочка? - На кого смотрит Ира? - За чем идут дети в лес? По образцу: - Дом – дома ( им. п.) - Дом – домов (р.п.) - Рука, глаз, стул, рот, дерево, билет, воробей, завод. |
- Словообразование. а) образование уменьшительной формы существительного. б) образование прилагательных от существительных: - относительных качественных - притяжательных |
Сюжетные картинки: - Ковер, голова, птица, ведро, трава, ухо, стул, воробей. - Варенье из вишни? - Суп из грибов? - Карандаш из дерева? - Шапка из меха? По образцу: - Мороз – морозный. - Солнце, снег, ветер, дождь. По образцу: У собаки лапа собачья, у кошки, волка, льва, лисы, медведя. |
Оценка:
- Правильное самостоятельное выполнение всех заданий – 3 балла.
- Правильное выполнение, возможно при помощи уточняющих вопросов – 2 балла.
- Большинство заданий выполнялось с помощью (стимуляции, расширения, инструкции, уточнение вопроса, подсказка) – 1 балл.
- Невыполнение – 0 баллов.
Таблица 10 - Обследование фонетической стороны речи
Группа звуков |
Наглядный материал | |
- Гласные |
а, о, у, э, и, ы |
Специально подобранные сюжетные и предметные картинки, где звук стоит в позициях: начало, середина, конец слова. |
- Свистящие, шипящие, аффрикаты. |
с-сь, з-зь,ц, ш, ж, ч, щ | |
- Сонорные |
р-рь, л-ль, м-мь, н-нь | |
- Глухие и звонкие парные |
п-пь, т-д, к-г, ф-в |
Оценка:
- Правильное произношение всех звуков в любых речевых ситуациях – 3 балла.
- Правильно произносятся 1-2 изолированно, но иногда подвергаются искажениям или заменам – 2 балла.
- В любой позиции искажаются или заменяются 3-6 звуков – 1 балл.
- Искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются до 8-10 звуков – 0 баллов.
Обследование слоговой структуры слова
Наглядный материал представлен в приложении.
Оценка:
- Правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления – 3 балла.