Описание системы диагностических заданий

Оценка:

- Правильное, самостоятельное выполнение всех заданий – 3 балла.

- Ошибки, которые исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса – 2 балла.

- Большинство заданий выполнялось с помощью (стимуляции, расширения инструкции, уточнения вопроса, подсказка), соотношение правильных ответов к неправильным 1:3 – 1 балл.

- Невыполнение – 0 баллов.

В процессе предварительной беседы с ребенком не всегда удается выявить аграмматизмы, поэтому используются данные задания. Одним из показателей уровня сформированности грамматического строя языка является изменение правильного построения предложения. Предложены задания на исследования грамматических отношений (управление и согласование) слов в предложении.

Таблица 9 - Обследование грамматического строя

Содержание задания

Используемый материал

1

2

- Составление предложений. Задаются вопросы, требующие ответов сложными вопросами.

Сюжетная картинка.

- Рассказ из собственного опыта

1

2

- Вставка недостающего предлога в предложении.

- Лена наливает чай … чашки.

- Птенец выпал … гнезда.

- Кот сидит… стулом (откуда выглядывает?)

- Собака сидит … конуре.

- Словоизменение.

а) употребление существительного единственного и множественного числа в различных падежах.

б) преобразование единственного числа имен существительных во множественное число в именительном и родительном падежах.

По картинкам:

- Чем покрыт стол?

- Чем режут хлеб?

- Кого кормит девочка?

- На кого смотрит Ира?

- За чем идут дети в лес?

По образцу:

- Дом – дома ( им. п.)

- Дом – домов (р.п.)

- Рука, глаз, стул, рот, дерево, билет, воробей, завод.

- Словообразование.

а) образование уменьшительной формы существительного.

б) образование прилагательных от существительных:

- относительных

качественных

- притяжательных

Сюжетные картинки:

- Ковер, голова, птица, ведро, трава, ухо, стул, воробей.

- Варенье из вишни?

- Суп из грибов?

- Карандаш из дерева?

- Шапка из меха?

По образцу:

- Мороз – морозный.

- Солнце, снег, ветер, дождь.

По образцу:

У собаки лапа собачья, у кошки, волка, льва, лисы, медведя.

Оценка:

- Правильное самостоятельное выполнение всех заданий – 3 балла.

- Правильное выполнение, возможно при помощи уточняющих вопросов – 2 балла.

- Большинство заданий выполнялось с помощью (стимуляции, расширения, инструкции, уточнение вопроса, подсказка) – 1 балл.

- Невыполнение – 0 баллов.

Таблица 10 - Обследование фонетической стороны речи

Группа звуков

Наглядный материал

- Гласные

а, о, у, э, и, ы

Специально подобранные сюжетные и предметные картинки, где звук стоит в позициях: начало, середина, конец слова.

- Свистящие,

шипящие,

аффрикаты.

с-сь, з-зь,ц, ш, ж, ч, щ

- Сонорные

р-рь, л-ль, м-мь, н-нь

- Глухие и звонкие парные

п-пь, т-д, к-г, ф-в

Оценка:

- Правильное произношение всех звуков в любых речевых ситуациях – 3 балла.

- Правильно произносятся 1-2 изолированно, но иногда подвергаются искажениям или заменам – 2 балла.

- В любой позиции искажаются или заменяются 3-6 звуков – 1 балл.

- Искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются до 8-10 звуков – 0 баллов.

Обследование слоговой структуры слова

Наглядный материал представлен в приложении.

Оценка:

- Правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления – 3 балла.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6