Описание системы диагностических заданий
- Нарушение в строении артикуляционного аппарата в каждом из разделов более трех – 1 балл.
- Грубые анатомические нарушения в строении артикуляционного аппарата – 0 баллов.
Таблица 6 - Исследование моторики артикуляционного аппарата.
Прием |
Содержание задания |
- Исследование двигательной функции губ |
- Сомкнуть губы - Округлить губы - Вытянуть – «хоботок» - «улыбка» (зубов не видно) - многократное произношение [б], [п] |
- Исследование двигательной функции челюсти |
- раскрыть рот – [А] -движение нижней челюсти вправо, влево, вперед |
- Исследование двигательной функции языка - Исследование двигательной функции мягкого неба |
- Положить широкий язык на нижнюю губу «лопатка» - Положить широкий язык на верхнюю губу - «жало» - «часики» - Поднять язык к верхним зубам, опустить к нижним - Закрыть глаза, вытянуть руки вперед, а кончик языка положить на губу - Широко открыть рот и четко произнести [А] |
- Исследование продолжительности и силы выдоха |
- Сыграть на духовом инструменте - Поддувать пушинку |
Оценка:
- Движения выполняются в полном объеме, правильно – 3 балла.
- Движения выполняются не в полном объеме, в замедленном темпе, при повторении правильно – 2 балла.
- Движения выполняются не в полном объеме, с появлением синкинезий, тремора, гиперкинезов, саливации – 1 балл.
- Удержание позы не удается, движения не выполняются – 0 баллов.
Таблица 7 - Обследование динамической организации движений артикуляционного аппарата
Содержание задания (проводится сначала по показу, а затем по словесной инструкции) |
- Оскалить зубы, высунуть язык, затем широко раскрыть рот - Широко раскрыть рот, дотронуться кончиком языка до нижних зубов, затем поднять к языку, к верхним губам и положить на нижнюю губу. - Сделать «чашечку», занести в рот. - Широко раскрыть рот , растянуть губы в улыбке, вытянуть А – улыбка-трубочка. - Широко раскрыть рот, затем попросить полузакрыть и закрыть его. - Повторить звуковой или слоговой ряд несколько раз(можно менять) А-И-У, У-И-А, КА-ПА-ТА, ВА-НА-БА, ПЛА–ПЛО–ПЛЫ. |
Оценка:
- Правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения – 3 балла.
- Все движения доступны, но выполняются некачественно, темп выполнения и переключаемость замедленна – 2 балла.
- Выполнение с ошибками: длительный поиск позы, неполный объем движений, отклонение в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы, тремор – 1 балл.
- Невыполнение движений, моторная напряженность, расторможенность – 0 баллов.
Серия IV. Обследование общего состояния устной речи
В процессе общего и речевого развития ребенка его словарь не только обогащается, но и качественно совершенствуется. Однако, иногда уровень сформированности лексических средств языка может отличаться от нормы. Недоразвитие лексических средств сочетается с несформированностью грамматического строя языка, в ходе предварительной беседы ребенок неточно употребляет широко распространенные слова, заменяет одно слово другим, и к тому же неправильно оформляет высказывания грамматически, то становится очевидной необходимость более детального обследования с целью выявления предпосылок дисграфии.
Таблица 8 - Обследование лексического запаса
Содержание задания |
Наглядный и речевой материал |
-Обследование слов, обозначающих предметы (обобщающие группы) |
Одежда, обувь, игрушки, транспорт, овощи, фрукты. |
- Самостоятельное дополнение тематического ряда. |
Тетрадь, ручка … Мячик, юла… |
- Отгадать загадки описания |
- Кто хитрая, рыжая? - Что светит, греет? |
- Назвать детенышей животных. |
- Корова - Свинья |
- Название признаков предмета. |
- Морковь сладкая, а редис … - Ручей узенький, а река … |
- Название действий и животных (глагольный словарь) |
- Кто как передвигается? Кузнечик, птица, змея. -Кто как кричит? Петух, ворона, корова. |
- Назвать времена года в последовательности, признаки. |
Сюжетные картинки. |