Описание системы диагностических заданий
Приступая к обследованию необходимо ознакомиться с историей развития ребенка, с данными, представленными медицинскими специалистами. Ряд авторов в своих источниках уделяют большое внимание на профилактические меры по предупреждению дисграфии в период до рождения ребенка [15]. Поэтому важно при встрече с родителями выяснить их образ жизни, наличие вредных привычек, профессиональных вредностей, врожденных, наследственных заболеваний. В данной работе дополнительно предлагаются критерии по оценке влияния здоровья женщины в период беременности, родов на здоровье ребенка и его дальнейшее развитие, а так же дана оценка психосоматического здоровья ребенка до 1 года, до 3 лет. Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи с психикой ребенка, о чем говорил Л.С. Выготский [3].
Поэтому нарушение таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление могут непосредственно вызвать ту или иную речевую патологию.
Речь у некоторой части детей оказывается нарушенной вторично. Тяжесть нарушения ее находится в прямой зависимости от степени нарушения более элементарных функций. Следовательно, обучение детей, прежде всего, предусматривает восстановление психологической базы речи, ее основы.
Таким образом, при анализе речевого развития следует изучать не только структуру речевого дефекта, но и психологические особенности ребенка.
Дополнительно вводятся задания, взятые из нейропсихологической методики обследования детей З.А. Репиной, которые помогут выявить предпосылки любой формы дисграфии. Картинный материал диагностических заданий представлен в приложении 1.
Структура диагностической методики логопедического обследования
Общие сведения |
|
Анализ анамнестических данных |
Состояние раннего развития | ||
Заключение медицинских специалистов | ||
| ||
|
Внимание | |
Обследование |
Восприятие | |
психологической стороны речи |
Память | |
Мышление | ||
| ||
Обследование моторики |
|
Состояние общей моторики |
Состояние моторики пальцев рук | ||
| ||
|
Исследование мимической мускулатуры | |
Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата | ||
Обследование артикуляционного аппарата |
Обследование моторики артикуляционного аппарата | |
Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата | ||
| ||
Обследование общего состояния устной речи |
|
Обследование лексического запаса |
Обследование грамматического строя | ||
Обследование фонетической стороны речи | ||
Обследование слоговой структуры слова | ||
Обследование состояния фонематического слуха |
Серия I. Обследование психологической базы речи
Таблица 1 - Обследование внимания
Прием |
Содержание задания |
Последовательный счет |
Предлагается прямой счет от 5 до 10 |
Подсчет кружков в секторах круга по Ф.Е. Рыбакову |
- подсчитать количество зеленых кружков в одном секторе; - подсчитать количество кружков синего цвета в другом секторе; - подсчитать сколько кружков в каждом квадрате (без помощи пальцев) |