Описание системы диагностических заданий
Оценка:
- Норма – 3 балла.
- Незначительно нарушены координация, ритм движений, моторно неловок – 2 балла .
- Движения выполняются неверно, с напряжением, грубыми ошибками при выполнении всех проб – 1 балл.
- При выполнении неловок, падает, пространственно дезориентирован, путает право – лево – 0 баллов.
Обследование произвольной моторики пальцев рук
Все задания сначала проводятся по показу, а затем по словесной инструкции.
Выполнять под счет:
- Пальцы сжать в кулак – разжать (5-6 раз).
- Держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5-6 раз).
- Сложить пальцы в кольцо – раскрыть ладонь.
- Попеременно соединить все пальцы рук с большим пальцем, сначала правой руки, затем левой, затем обеими руками одновременно.
- На обеих руках одновременно показать 2 и 3 пальцы («ушки»), 2 и 5 пальцы («рожки») (5-6 раз).
- Выполнять пробу «Кулак – ребро – ладонь» ведущей рукой.
Оценка:
- Норма, сохранность функций, уверенное пользование ведущей рукой, темп и координация не нарушены – 3 балла.
- Недостаточность мелкой моторики, неполный объем движений, незначительные нарушения темпа, координации, переключаемости движений – 2 балла.
- Моторная ограниченность, неуверенность в выборе ведущей руки, переключаемость нарушена – 1 балл.
- Все пробы выполняются с грубыми нарушениями – 0 баллов.
Серия III. Обследование артикуляционного аппарата
У детей с врожденными дефектами в анатомическом строении органов речи (расщелины, нарушения в строении зубочелюстной дуги, языка) неправильно развивается и функционирует язык, нарушается двигательная функция губ, челюсти. В результате возникает стойкое нарушение звукового произношения (отсутствие, искажение, замены звуков). Исследование необходимо проводить, чтобы выявить предпосылки фонематической дисграфии.
Исследование мимической мускулатуры
Начинается с наблюдения за мимической мускулатурой в покое: отмечается выраженность носогубных складок, их симметричность, открыт рот или закрыт, наличие слюнотечения, характер линии губ и плотность их смыкания, имеются ли насильственные движения мимической мускулатуры.
Таблица 5
Прием |
Содержание задания |
- Исследование объема и качества движения мышц лба |
- Нахмурить брови -Поднять брови -Наморщить лоб |
- Исследование объема и качества движений мышц глаз |
-Легко сомкнуть веки -Плотно сомкнуть века -Закрыть правый глаз, затем левый, подмигнуть |
-Исследование объема и качества движений мышц щек |
- Надуть левую щеку - Надуть правую щеку -Надуть обе щеки одновременно |
- Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз |
-Удивление -Радость -Испуг -Грусть -Сердитое лицо |
-Исследование символического праксиса (сначала по образцу, а затем по речевой инструкции) |
-Свист -Поцелуй -Улыбка -Оскал -Плевок -Цоканье |
Оценка:
- Выполнено правильно – 3 балла.
- Правильное движение не удается или выполняется с содружественными движениями, мимическая картина поз нечеткая, смазанная – 2 балла.
- Правильное движение не удается, при выполнении поз ограниченность мимической мускулатуры, амимичность, саливация, гиперкинез, синкинезия, посинение носогубного треугольника – 1 балл.
- Выполнение мимических поз не удается совсем – 0 баллов.
Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата
В ходе осмотра органов артикуляционного аппарата характеризуют особенности строения и дефекты анатомического характера следующих органов:
Губы: толстые, укороченные, расщелина верхней губы, послеоперационные рубцы, норма.
Зубы: редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, кариозные, недоразвитые, смена молочных зубов, диастема, норма.
Прикус: ортогнотический, дистальный, медиальный, передний открытый, боковой открытый, норма.
Подъязычная уздечка: укорочена, короткая, достаточной длины, после хирургического подсечения.
Небо: готическое узкое, куполообразное, высокое, врожденная расщелина твердого неба, расщелина мягкого неба, субмукозная расщелина, расщелина альвеолярного отростка, норма.
Оценка:
- По всем показателям норма – 3 балла.
- Нарушения в строении артикуляционного аппарата в каждом разделе по одному-двум показателям – 2 балла.