Внеклассная работа по химии

КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.

Одна из главных задач, проведенного констатирующего эксперимента заключалась в том, чтобы выяснить каким образом решается проблема индивидуальной внеклассной работы в г. Саранске.

С этой целью учителям города была предложена разработанная нами анкета:

Что Вы понимаете под индивидуальной внеклассной работой по предмету?

Как Вы организуете индивидуальную внеклассную работу с учащимися?

Можете ли предложить систему организации индивидуальной внеклассной работы?

Что Вам мешает в работе с учащимися в процессе их индивидуальной деятельности?

В анкетировании приняли участие преподаватели химии, биологии, физики и математики средних школ №№8, 21, 41 и МОУ «Лицей №43».

Анализ анкетных данных показал, что под индивидуальной внеклассной работой по предмету учителя понимают специальные внеурочные занятия, целью которых является развитие у учащихся разносторонних интересов, углубление знаний, воспитание самостоятельности. Учителя также имеют правильное представление о содержании и роли такой работы. Все без исключения считают практику индивидуальной деятельности школьников полезной, важной и необходимой.

Судя по ответам на второй вопрос анкеты, внеурочные занятия индивидуального плана учитель в своей работе использует редко, а 13% опрошенных учителей такие занятия вовсе не проводят. Используя индивидуальную форму внеклассной работы, учителя в основном практикуют следующие виды: дополнительные занятия с отстающими учащимися, консультации разного рода, подготовка учеников к предметным олимпиадам.

При обработке результатов проведенного анкетирования выяснилось, что системы при организации и проведении индивидуальной внеклассной работы в большинстве случаев не наблюдается. Если такая работа и проводится, то она носит чисто условный и эпизодический характер.

Большинство учителей (73%) не смогли или затруднились предложить свою систему организации индивидуальной внеклассной работы, и лишь 27% опрошенных высказали ценные предложения и идеи по планированию и проведению этой работы.

В ответах на четвертый вопрос анкеты преподаватели назвали следующие основные мешающие факторы: отсутствие или недоступность необходимой литературы, а также материальных средств на выписку некоторых периодических изданий, отсутствие опыта индивидуальной работы с учащимися, и наставника, оказывающего помощь в этом направлении, атмосфера в учебном заведении, не способствующая развития творческого подхода и др.

Для выявления интересов учащихся к различным учебным дисциплинам, в частности к химии, а также для обоснования выбранного направления настоящей работы нами была разработана и предложена ученикам анкета, включающая вопросы:

Какой предмет из перечисленных вы предпочитаете(физика, химия, математика, биология, география)?

Почему вы предпочитаете выбранный предмет?

Занимались ли вы когда-нибудь дополнительной работой по любимому предмету (посещали кружок, читали ли книги, журналы, интересовались ли историей предмета и т.п.)?

Хотите ли вы заниматься внеклассной работой по химии и какой ее формой: индивидуальной, групповой или массовой?

Какая область химии вам наиболее интересна (история химии, неорганическая химия, органическая химия, химическое производство, конструирование и моделирование приборов, исследование состава веществ, получение веществ и т.п.)?

Можете ли Вы самостоятельно исследовать физические и химические свойства, работать с литературой, синтезировать вещества?

В анкетировании приняли участие 37 учеников 9-10 классов МОУ «Лицей №43». Результаты следующие:

% учеников, предпочитающих данный предмет

 

9 класс

10 класс

Средний результат

 

Физика

43.75

34.50

37.80

Химия

18.75

13.80

15.60

Математика

25.00

24.10

24.40

Биология

12.50

20.70

17.80

География

00.00

06.90

04.20

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9 10