Внеклассная работа по химии
Искать объяснение явлениям природы?
Решать расчетные задачи по химии?
Чертить, разбираться в схемах?
Строго соблюдать распорядок дня?
Слушать ответы товарищей на уроках?
Носить спецодежду?
Выполнять обязанности лаборанта?
Сопоставлять результаты опытов, искать в них сходство и различие?
Заниматься умственным трудом?
Сравнивать внешний вид и качество промышленных изделий?
Знакомиться с материалами, из которых сделаны химические аппараты?
Заниматься физическим трудом?
Разъяснять сущность химических явлений, если к вам обращаются с вопросами?
Планировать свои действия?
Обработка результатов: та же, что и в предыдущем тесте. Номера строк означают: 1- лаборант, 2- экспериментатор-исследователь, 3- теоретик, 4- технолог, оператор, 5- техник, конструктор, 6- рабочий, 7- преподаватель химии, 8- организатор.
Заключение выносится по 2-3 точкам с максимальными оценками. Равные оценки означают, скорее всего , что интересы еще не определились.
Для того, чтобы убедиться в правильности отбора учащихся, нужно установить взаимосвязь между интересом к химии задатками химичесих способностей. Это можно сделать с помощью следующего теста на ощущение и восприятие вещества.
ТЕСТ 3. Ощущение и восприятие вещества.
А. Гравитационные ощущения.
Отсыпьте на глаз по 5 г хлорида натрия и медного купороса. Точность проверьте взвешиванием. Относительный балл вычисляется по формулам: А/В*100 или 100-((А-В)/В*100), где А – названное (фактическое) число, В – правильное (заданное) число. Первая формула применяется в том случае, если А меньше В, вторая – если А больше В. Оценочные баллы складываются и делятся на число заданий – так вычисляется показатель успешности выполнения теста.
Б. Глазомерная оценка массы.
Исследователь предлагает испытуемому навески хорошо известных веществ – сахарного песка, поваренной соли, муки и т.п. Вещества находятся в одинаковых коробочках или чашках (в руки не брать!). Определите на глаз на массу. Вычисление по тем же формулам.
В. Глазомерная оценка объема.
Налейте в большие конические колбы из-под крана 140 мл воды, 90 мл желтого раствора бихромата калия, 70 мл зеленого раствора сульфата никеля (II).
Три раствора – бесцветный, красный и голубой – разделение пополам (результат вычисляется по меньшей из долей). Проверяется точность с помощью мерного цилиндра. Формулы те же.
Г. Линейный глазомер.
На чистом листе бумаги проведите отрезок прямой длиной 12,5 см.
Изобразите углы в 65 и 115 градусов.
Нарисуйте окружность диаметром 5,5 см.
Замеры – линейкой и транспортиром. Подсчеты прежние.
Д. Цветоощущение и цветовосприятие.
Исследователь готовит: а) набор из 10 цветных растворов (всех цветов радуги), б) шкалы окрашенных растворов перманганата калия и медного купороса. Для приготовления шкал надо разбавить в пробирках 1%-ные растворы обоих веществ в таком отношении:
Раствор 10 8 6 5 4 2 1 0.5 0.1 0
Вода 0 2 4 5 6 8 9 9.5 9.9 10
Пробирки ставят в произвольном порядке.
Найдите переходный цвет между синим и красным.
Составьте радугу.
Разложите пробирки с раствором перманганата калия по убыванию интенсивности окраски.
Расположите пробирки с раствором медного купороса по возрастанию интенсивности окраски.
Задание 1 имеет оценку: правильно – 100, неправильно – 0. Задания 2, 3, 4 оцениваются по числу правильно расположенных пробирок.
Е. Обоняние.
Исследователь готовит 2 набора бесцветных пахучих веществ: винного спирта, ацетона, керосина, эфира, бензина, уксусной кислоты, одеколона и др.; один набор с названием веществ, другой – в склянках под номерами. Кроме того, из 10%-ных растворов уксусной кислоты и водного аммиака надо приготовить по указанной в предыдущем задании схеме две шкалы.