Маркетинг образовательных услуг
Интересно мнение респондентов о месте допрофессионального образования в жизни (см. Приложение 11).
Как видно из диаграммы, для большинства респондентов (24%) данное образование поможет поступить в учебное заведение, немного меньше (21%) считают – поможет в профессиональном росте, 20% - поможет творческому самовыражению. Намного меньше респондентов (11%) считают, что это образование поможет в общении, 9% - поможет научиться работать в коллективе, а также поможет в дальнейшей повседневной жизни. И 6% родителей считают – допрофессиональная подготовка ничего не дает.
Таким образом, видно, что для большинства родителей данный тип образования призван удовлетворять в основном потребности в безопасности и качестве жизни, а также потребности престижа, социальные потребности и потребности в самореализации.
Но учащиеся имеют свой взгляд на данный вопрос[41]: для большинства (93%) респондентов допрофессиональная подготовка сможет удовлетворить только физиологические потребности – поможет в повседневной жизни, для 41% - потребности престижа – поможет в профессиональном росте.
На вопрос о сумме оплаты дополнительных образовательных услуг ответы распределились следующим образом - см. Таблицу 3.
Таблица 3
Возможная стоимость образовательной услуги (отн., %)
Стоимость образовательной услуги, руб. в месяц |
100 |
150 |
200 |
250 |
300 |
500 |
Затрудняюсь ответить |
Ответы респондентов, отн., % |
37 |
9 |
36 |
5 |
5 |
3 |
5 |
Всего: 100 |
Согласно таблице 3, большинство респондентов, согласившихся на дополнительное образование, считают возможным оплачивать услуги в размере 100 - 200 руб. в месяц.
Ежемесячный семейный доход респондентов, которые придерживаются данной точки зрения, составляет от 2000 до 4000 руб.
При выявлении потребности в открытии нового профиля, сложилась следующая картина – см. Приложение 12.
Большинство родителей считают, что новые профили им не нужны; меньшее число респондентов – научить общаться и компьютерной грамоте, сориентироваться в выборе профессии, юридические вопросы, готовить, вопросам общей психологии, вождению; наименьшее число - современной фотографии, иностранным языкам, бухгалтерскому учету, этикету, ремонту, работе с детьми.
Кто же входит в группу респондентов, отметивших вариант «Не надо нового профиля»? В нее входят следующие группы: не знаю профили в Учебном Комбинате – 33%, знаю некоторые профили – 31%, мой ребенок уже определился с профилем – 40%, данное образование ничего не дает – 100%, это пустая трата сил и денег – 80%.
При ответе на данный вопрос учащиеся были согласны со своими родителями[42] – 79% респондентов не хотят открытия нового профиля, 7% - на профиле должны обучать тому, что пригодится в жизни, 6% - дизайну интерьера, 4% - общению, 3% - кулинарии, 2% - правилам дорожного движения.
Подведем некоторые итоги. В ходе исследования нами было установлено следующее: