Маркетинг образовательных услуг
Понятие потребность неразрывно связано с понятием товара. Но на образовательном рынке товаром будет являться услуга. Сегодня отсутствует однозначное толкование этого термина. Можно назвать три основные интерпретации: услуга – результат трудовой деятельности, непосредственно сама деятельность, то и другое.
Ф. Котлер так понимает «услугу»[33] - это любое мероприятие или выгода, которую одна сторона может предоставить другой.
Как совершенно очевидно, в настоящее время единственной формой сделок на рынке образовательных услуг являются следующие: продавец такой услуги обучает чему-либо своего клиента и подкрепляет полученное образование каким-либо дипломом, свидетельством, аттестатом, а потребитель вносит плату за обучение, или за него это делает кто-либо еще, например, государство или родители.
Сделки осуществляются на рынке, который Ф. Котлер раскрывает, следующим образом:
Рынок[34] - совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.
Для нашей темы рынок раскроется так: рынок образовательных услуг - совокупность людей, которые имеют или будут иметь в будущем потребность в получении какого-либо образования, и лиц и организаций, могущих обеспечить этим людям требуемый образовательный уровень.
Для совершения сделок на образовательном рынке необходимо выполнение нескольких условий:
наличие человека, который желает получить образование и имеет для этого возможности – потребитель (покупатель). В нашем случае – учащиеся 9-х классов и их родители.
Таким образом, потребители устанавливают спрос на данную услугу.
Спрос[35] – количество услуги, которое может быть куплено в определенном месте, по определенной цене, в определенное время.
наличие лица (физического или юридического), которое может и хочет ему это образование предоставить – производитель (продавец). В нашем случае – это коллектив Межшкольного Учебного Комбината.
То есть, производитель устанавливает предложение.
Предложение[36] – то количество продукта, которое продавец готов предложить покупателям в определенном месте, в определенное время, по определенной цене.
Чаще всего существует спрос на образовательные услуги. Но бывают ситуации, когда есть продавец услуг, а покупателей на его товар нет. Именно такая ситуация сложилась в г.Асбесте.
Рынок образовательных услуг в России ещё только формируется, и в его инфраструктуре, отсутствуют многие значимые компоненты и связи между участниками рыночных отношений. Мал и практический опыт в сфере маркетинга образования.
В настоящее время исследования российского рынка образовательных услуг, изучение потенциальных потребителей, разработка маркетинговой стратегии стали предметом изучения зарубежных фирм, международных организаций и фондов. Честно говоря, маркетинговые средства использовались у нас с очень давних пор, в том числе и в советское время, ведь различные объявления о приеме в вуз, поездки представителей вузов по городам и селам, разнообразные подготовительные курсы - это все элементы маркетинга.
Вместе с тем при переходе образовательных учреждений к рыночным условиям налицо становится потребность применения маркетинговых элементов, которые при правильном использовании помогают выбраться из кризиса образования.
Востребованность в допрофессиональной подготовке учащихся старших классов (на примере исследований, проведенных в г.Асбесте)
В этом параграфе представлены результаты исследований по изучению востребованности в допрофессиональной подготовке старших классов. Эмпирические оценки строились на основе вторичного анализа данных исследования, проведенного администрацией Межшкольного Учебного Комбината №1 в апреле 2005г[37], а также на основе собственного проведенного исследования в МУК-1. Выводы будут распространяться только на участников данных исследований.