Организация воспитательной системы в образовательном учреждении
В начале учебного года классным руководителем приводится комплексное исследование, направленное на выявление таких семей, состоящее из нескольких блоков.
Первый блок основан на изучении имеющейся документации в образовательном учреждении (личные дела, характеристики из детского сада, материалы ОДН).
Второй блок состоит в составлении социального паспорта семей школы на основе анкетирования «Социальный статус семьи», где выявляется социальный состав семей учащихся по следующим критериям: полная либо неполная семья; материальное благополучие семьи; образование родителей; возрастной ценз родителей; социальная группа (социальный статус) родителей.
Как правило, исследование проводится в первую неделю сентября с помощью классных руководителей и самих учащихся.
Третий блок включает в себя анкетирование родителей «Взаимоотношения в семье», которое проводится на первом родительском собрании. На основании проведенного исследования составляется перечень проблем современной семьи и потенциальный показатель наличия семей «группы риска».
Четвертый блок предполагает более детальное диагностирование выявленных по итогам первых трех блоков семей. Чаще всего основными методами диагностики служат беседы, тестирование, анкетирование, консультации со специалистами, где раньше наблюдалась семья и ребенок из данной семьи. Данную диагностическую работу проводит уже социально-психологическая служба, направленную на диагностику внутрисемейных взаимоотношений (опросник родительского отношения к детям, методика «Типовое семейное состояние», методика «Анализ семейной тревоги»), подборку анкет по различным вопросам.
По итогам углубленной диагностики составляется характеристика на ребенка и семью и определяется примерный план работы с ними. Обычно, если ситуация не слишком критическая, патронат заключается в оказании консультативной помощи и простом контроле. Если же ситуация более сложная, например, семья пьющая, то привлекается система профилактики образовательного учреждения. Основанный социальным педагогом школы Николаевой Н.Л., Совет Содействия семье и школе, призван оказывать содействие в разрешении проблем, связанных с нарушением этики семейных взаимоотношений и оказании консультационной помощи семьям группы риска. Также одна из функции Совета Содействия семье и школе – предупреждение кризиса в детско-родительских отношениях и неблагополучия семьи. Основная форма работы совета – круглый стол, также проводятся тренинговые занятия с привлечением психолога. Ребенок и семья ставится на учет в школе. За данной семьей и учеником осуществляется контроль со стороны классного руководителя и социального педагога с привлечением при необходимости специалистов других ведомств. Совет содействия семье и школе состоит из социального педагога, психолога, члена родительского комитета, представителей учреждении здравоохранения и социальной защиты, инспектора по делам несовершеннолетних.
При контрольных посещениях семьи учитывается санитарное состояние квартиры (дома), наличие продуктов питания, внешний вид родителей и детей. Контрольные посещения проводятся той же комиссией, что и при первичном обследовании жилищно-бытовых условии несовершеннолетнего. Обычно они проводятся тем же составом с обследованием условий жизни учащегося. Если ситуация, несмотря на принятые меры, продолжает ухудшаться, следует обращение за помощью в комиссию по делам несовершеннолетних и защите. Однако основная цель – не наказать родителей, а оказать реальную помощь семье и ребенку.
Из всего многообразия существующих методов в арсенале классного руководителя большую роль играют наблюдение (как метод диагностики и контроля), беседа (как метод реабилитации, диагностики и социально-педагогической поддержки), объединенных общим новым методом – социально-педагогическим патронажем. Основная задача школы – не только дать образование ребенку, создать для него во время учебного процесса благоприятные условия в рамках школы, но и создать условия для успешной социализации в современном жизненном пространстве.