Организация воспитательной системы в образовательном учреждении
Существенную роль играет и просвещение родителей по вопросами воспитания, одновременно выполняющее и профилактическую функцию. В рамках этого классным руководителем по согласованию с методическим советом школы разработаны методические рекомендации по проблемам семейного воспитания («Моя семья», «И пышет зло в моих руках», «Советы родителям от ребенка», «Ошибки семейного воспитания», «Особенности школьного возраста») на основе методических разработок ведущих специалистов (Дереклеева Н.И., Никитенко Г., Шишковец Т.А., Занина Л.). Методические рекомендации применяются как дополнительная информация к проводимым мероприятиям с родителями («Семья 21 века – ситуация удручающая» - родительское собрание 1-11 кл; родительское собрание «Ситуация в моем городе (профилактика безнадзорности и беспризорности»; родительское собрание «Мир моего ребенка его глазами»).
Направление «учитель»
характеризует систему взаимодействия с ребенком самого педагога. Как правило, это в 4 классе часть предметов уже ведется другими учителями, а не одним педагогом Чаще всего учителя-предметники и не подозревают о проблемах ребенка в семье, что, несомненно, дает большие плюсы самому ребенку в процессе общения с учителями. Однако именно индивидуальный и дифференцированный подходы к таким детям заставляю выделять такое направление. Так как из-за незнания учителем личности ребенка в полной мере, не всегда реально и объективно учитываются его успехи и неудачи. Ребенок может прийти с невыученными уроками и получить двойку, хотя когда ему учить, если в семье проблемы. Здесь классный руководитель осуществляет посредническую фикцию, встает на защиту ребенка; в тактичной форме объясняя учителю, что такому ученику необходима помощь, а не наказание.
Направление «учитель» тем и отличается от двух основных направлении, что осуществляется контакт на уровне специалист – специалист, и от координации действий социального педагога и учителя-предметника будет зависеть успех ребенка в учебной деятельности и мотивация ребенка к школе вообще.
Направление «внешние связи».
Под внешними связями подразумеваются все контакты социально-психологической службы школы за пределами образовательного учреждения. К ним можно отнести взаимодействие с отделением по делам несовершеннолетних города Белорецка, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами опеки и попечительства, прокуратурой, отделом здравоохранения города, управлением социальной защиты населения, комплексным центром обслуживания населения, куда и входит большинство указанных учреждении. Внешние связи необходимы, так как педагог не всегда в одиночку может решить проблемы ученика. Требуется координация усилий нескольких служб. Взаимодействие со специалистами различных уровней происходят на всех рассмотренных направлениях. Ученик, совершая правонарушение, волей или неволей сталкивается с инспектором ОДН, совместные рейды педагога и инспектора также основаны на контактах, как с детьми, так и с родителями. Социальная защита школьника всегда осуществляется через управление социальной защиты. Судьба ребенка из неблагополучной семьи решается также с помощью представителей власти.
Рассмотренные выше направления работы педагога во взаимодействии с неблагополучной семьей охватывают всю сферу окружения ребенка (сверстники (направление «ученик») – родители – учителя). Педагог координирует усилия сторон для достижения наилучшего результата. Может показаться, что нет системы, логической связи между направлениями именно в воспитательной работе. Но если только ограничиваться работой познавательного и развлекательного характера, забывая об ином окружении ребенка, то и помощь будет однобокой, а не комплексной.
Таким образом, взаимодействие осуществляется комплексно путем вербального контакта на основе современных методологических принципов: объективность в сборе фактов и их интерпретации, множественность источников информации, достоверность информации, клиентоцентризм (18, 46).