Организация воспитательной системы в образовательном учреждении
Информация об учащихся поступает от нескольких источников: это соседи или знакомые семьи, родственники, наблюдения самого классного руководителя, учителя-предметники, учащиеся школы. Также не последнюю роль в выявлении семей группы риска играют диагностические методики, проводимые самим педагогом школы непосредственно с детьми. Это тест «Вы и Ваше окружение»; «Таинственный Я», методика «Градусник», Модифицированный тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»; методика «Герб класса»; социометрические методы; анкеты «Я и ценности моей жизни», «Я и моя школа»; краткий тест творческого мышления; организационно-деятельностная игра «Развитие личности младшего школьника»; тест «Цветок настроения»; сочинение-рассуждение «Каким я стал за этот год и почему»; Творческая мастерская «Я и класс, в котором я живу»;
По итогам проводимой диагностики составляется общая картина предрасположенности учащихся к группе риска и далее проводится индивидуальная работа с данной категорией детей, выявляя тем самым причины неблагополучия.
Воспитательная работа строится по общей схеме взаимодействия с ребенком: диагностика внутреннего мира ребенка; составление прогноза его ближайшего развития и программы оказания помощи и поддержки; патронаж и оказание социально-педагогической помощи и поддержки.
Причем диагностический блок на этом направлении необходим для более детального изучения проблем именно ребенка, выяснения взаимоотношении его с членами семьи. Составление прогноза осуществляется на основе собранной информации по всем вышеуказанным направлениям, а непосредственно в работе с ребенком составляется ближайший перспективный план работы с ним. Процесс диагностики имеет следующую структуру, применительно к направлениям ученик и родитель: констатация определенного неблагополучия в деятельности и поведении ребенка; осознание возможных причин неблагополучия, анализ особенностей случая; выдвижение рабочей гипотезы путем анализа совокупности имеющихся данных; сбор дополнительной информации; проверка рабочей гипотезы путем анализа совокупности данных. При неподтверждении гипотезы повторение процедуры диагностирования (15, 41).
Учащиеся, оказавшиеся в своеобразной группе риска, как правило, требуют к себе индивидуального и дифференцированного подходов, зависящих от конкретных причин неблагополучия. Но в тоже время нельзя допустить, чтобы дети чувствовали ущербность в отношении к ним со стороны сверстников, старших, педагогического коллектива. В этом далеко не последнюю роль играет вовлечение их в личностно значимую и общественную деятельность, которая чаще всего ограничивается участием ребенка в мероприятиях. Социально-психологическая служба школы стремится также оказывать комплексную помощь таким детям, выраженную в оказании поддержки в решении личностных проблем (взаимоотношения с окружающими, формирование адекватной самооценки и т.д.), решении проблем, связанных с обучением и взаимоотношении с родителями, оказании помощи и поддержки во взаимодействии с внешними структурами и объединениями, защите их прав и интересов. Неплохо себя зарекомендовали советы самоуправления, в которые целесообразно вовлекать именно учащихся данной категории, где они не только смогут реализовать свой творческий потенциал, чувствовать свою значимость, но ощущать контроль со стороны сверстников за своими деяниями и поступками. Не стоит забывать, что основной процент учащихся также склонен к правонарушениям, у них наблюдается пониженная мотивация к обучению, ярко проявляются проблемы во взаимоотношениях.
Учет возрастных и, как уже отмечалось, индивидуальных особенностей детей с опорой на общечеловеческие ценности, позволяет осуществлять не только мониторинг учащихся, но и оказывать им посильную помощь и поддержку, вовлекая в общественную жизнь классного коллектива и личностно значимую для них деятельность.
Направление «родитель (семья)». Собственно ключевое направление в работе с семьей. Причем алгоритм взаимодействия существенно не отличается от общепринятой технологической цепочки: получение информации о неблагополучной семье; диагностика семьи; составление программы оказания помощи данной семье; реализация программы и мониторинг состояния проблемы.