Подготовка педагога дополнительного образования к владению воспитательными технологиями развития социальной активности.
Анализ практической деятельности педагогов дополнительного образования в воспитательной системе ЦЭВД в ходе констатирующего эксперимента позволил нам выявить следующие противоречия:
- между реальной профессиональной деятельностью педагога дополнительного образования и существующей в системе дополнительного образования моделью повышения квалификации;
- между личностными, индивидуальными потребностями, запросами, затруднениями каждого педагога дополнительного образования и усредненным подходом ко всем педагогам.
Для разрешения противоречий, выявленных в ходе констатирующего эксперимента нами были разработаны новые подходы к подготовке педагога дополнительного образования к владению технологиями воспитания социальной активности детей в условиях воспитательной системы ЦЭВД, имеющие следующие качественные характеристики:
- целостность - обеспечение единства когнитивного, эмоционального и личностного развития педагога дополнительного образования;
- реалистичность - направленность обучения на достижение возможных реальных результатов, адекватных запросам педагога;
- адаптированность - приспособляемость процесса повышения профессионализма к особенностям дополнительного образования и личностным качествам педагога;
- осознанность - организация обучения на основе самомотивации, самокоррекции педагогов.
Работа с педагогическими кадрами нами была организована в ходе формирующего эксперимента таким образом, что педагог дополнительного образования ощущал себя не объектом специально организованных действий администрации Центра эстетического воспитания детей, а субъектом процесса роста собственного профессионального уровня.
На основе полученных результатов проведенного исследования уровня готовности и профессионально-значимых качеств были определены направления деятельности научно-методической службу ЦЭВД по подготовке педагогов к владению воспитательными технологиями развития социальной активности детей:
- выявление уровня подготовленности педагога к владению воспитательными технологиями ( адаптированные методики В.А.Андреева, О.Е. Гришиной, А.В. Лизинского, А.Э. Симановского);
- на основании результатов диагностики определение образовательного маршрута педагога дополнительного образования в системе непрервыного образования ( самообразование, групповые формы занятий, аттестационные и проблемные курсы при ЦЭВД, ООИПКРО, ОГПУ, стажерские площадки, методические объединения, педагогические советы, открытые занятия);
- взаимопосещения занятий педагогами с целью изучения и обобщения значимого опыта владения воспитательными технологиям по развитию социальной активности детей;
- анализ динамики уровня владения воспитательными технологиями организации и проведения субъектно-ориентированных форм воспитывающих видов деятельности;
- коррекция образовательного маршрута педагога дополнительного образования в системе непрерывного образования.
В ходе опытно-экспериментальной работы нами были выявлены и апробированы показатели и критерии подготовленности педагога дополнительного образования к владению воспитательными технологиями развития социальной активности детей (Таблица 7).