Подготовка педагога дополнительного образования к владению воспитательными технологиями развития социальной активности.
При разработке и апробации программы «Восхождение» нами была учтена специфика деятельности педагога дополнительного образования. Педагог дополнительного образования реализует содержание предметной области в следующих условиях: индивидуализация образовательного процесса, когда ребенок выступает главным «заказчиком»; неформального деятельностного общения с акцентом на передачу опыта старшего младшему; практико-ориентрованная направленность деятельности с обязательным предъявлением результата.
В ходе формирующего эксперимента нами было выявлено, что деятельность педагога дополнительного образования является разновидностью педагогической деятельности, но вместе с тем, требует от него выполнения следующих специфических функций:
- образовательно-воспитательной, обеспечивающей целенаправленное влияние педагога на поведение и деятельность детей, содействие семье, учебным заведениям в развитии творческого потенциала и самостоятельности личности ребенка;
- диагностической, предполагающей изучение анализ и обобщение данных социально-культурной и образовательной ситуации в микросреде учреждения дополнительного образования;
- организаторской и коммуникативной, означающей собственно организацию образовательного процесса в условиях объединения по интересам, помощь ребенку в самоопределении;
- прогностической, предполагающей программирование прогнозирование, проектирование процесса развития личности ребенка в условиях дополнительного образования;
- исследовательской, способствующей анализу собственной профессиональной деятельности.
В ходе опытно-экспериментальной работы процесс подготовки педагога дополнительного образования к владению воспитательными технологиями нами был ориентирован не только на приобретение комплекса профессиональных знаний в области воспитания, но и, в значительной степени, на выработку умений активно их использовать; на углубление общих теоретико-методологических характеристик квалификации: переориентация педагога от усвоения знаний на развитие методологического мышления; обучения на основе личностно-ориентированных технологий с учетом ценностных ориентаций.
Нами был определен комплекс условий, обеспечивающих результативность процесса подготовки педагога к владению воспитательными технологиями:
- проблемное изложение содержания обучения в логике реальной профессиональной деятельности;
- оптимальное для каждой конкретной группы соотношение теоретических и практических форм обучения;
- определенным образом организованное образовательное взаимодействие, в основе которого общность конкретных запросов и затруднений педагогической практики обучающихся, субъект-субъектные отношения в референтной группе, осознание учебной деятельности как продуктивной;
- исследовательская позиция каждого слушателя.
Результатами подобным образом организованного процесса подготовки педагога к владению воспитательными технологиями явились следующие факторы: изменение мотивационной сферы, ценностных представлений о значимости теоретических знаний для профессиональной деятельности, а также личностно-деятельностная включенность в процесс повышения квалификации, увеличение исследовательской составляющей профессионального труда, повышение уровня квалификации педагогов за период с 1999 по 2002 год, что было подтверждено в ходе опытно-экспериментальной работы. Данные изменения отражены в таблице 9.