Сущность и содержание воспитания в дополнительном
Исследователь Е.Б. Евладова, анализируя содержание воспитания в дополнительном образовании, отмечает, что программы дополнительного образования детей открывают следующие возможности: создавать широкий общекультурный, эмоционально значимый для ребенка фон для освоения содержания общего стандарта образования; выравнивать стартовые возможности личности; предметно ориентировать ребенка в базисных видах деятельности (ценностно-ориентационной, познавательной, коммуникативной, эстетической, физической), опираясь на его склонности, интересы, личные особенности, гарантируя каждому ситуацию успеха «здесь и теперь», содействуя определению жизненных планов (включая и допрофессиональную ориентацию); компенсировать отсутствие в общем образовании тех или иных учебных курсов (прежде всего ориентрованных на культуру, психологию и др.); содействовать выбору индивидуального образовательного пути ребенка, его самореализации (46).
Образовательная программа в учреждении дополнительного образования детей - средство развития познавательной мотивации, способностей ребенка, приобщения его в процессе совместной деятельности к ценностям, средство возведения базиса личностной культуры. Каждое учреждение дополнительного образования обладает своим комплексом программ и их классификацией, организуя, предоставляя социуму и каждому человеку свой вариант образования в культуре, свои возможности для компетентного выбора личностью жизненного самоопределения (161).
Опираясь на практику и современное состояние учреждений дополнительного образования, ученые формулируют следующее определение: образовательная программа – это направляющая, ориентирующая модель совместной деятельности педагога и ребенка, инструмент целевого формирования способности осваивать социокультурные ценности. Специфика программ, реализуемых в учреждениях дополнительного образования, их классификация, по мнению ученых, следует из признания дополнительного образования как:
- образования, основанного на свободе выбора ребенком сфер и форм познания, деятельности и творчества, что удовлетворяет запросы и потребности детей и родителей;
- системы, организующей и обеспечивающей персонификацию личности ребенка, и поэтому находящуюся вне жестких рамок образовательных стандартов;
- образования, направленного на раннюю профилизацию, самоопределение личности, стимулирующих занятость.
Основная характеристика образовательных программ дополнительного образования состоит в том, что они не могут быть традиционными моделями передачи знаний, умений и навыков, а являются, по сути, педагогическими технологиями развития личности, формирующие механизм ее самореализации (способность к персонализации) (37).
Рассматривая содержание воспитания как систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек, в которых лично заинтересованы дети, учитывая существенные особенности дополнительного образования, а именно, свободу выбора ребенком образовательного маршрута, мы полагаем, что отличительная и существенная характеристика воспитания в дополнительном образовании (в отличие от основного) заключается в том, что ребенок, самостоятельно выбирая свой маршрут в дополнительном образовании как путь освоения, усвоения, и присвоения общечеловеческих знаний- ценностей, сам же и определяет вектор своего воспитания, т.е. самовоспитания.
Воспитательный момент имеет особенное значение для учреждений дополнительного образования. Ведь дети и подростки идут в них не столько за знаниями, сколько за возможностью проявить себя, удовлетворить свои потребности в интересующей их деятельности.
Исследователи воспитывающий эффект дополнительного образования в учреждении дополнительного образования определяют тремя основополагающими аспектами:
- во-первых, это учет ненасыщаемости духовной потребности школьников во встрече с новым в мире и в себе;
- во-вторых, учет целостности человека, обусловленной гармонией разума (его объемом и содержанием), души (ее романтичности, возвышенности) и тела (его красоты, физического совершенства для саморазвития и выживания);