Сущность и содержание воспитания в дополнительном
Воспитание (в широком смысле) осуществляет все общество, так как онтологически оно означает социальное становление личности.
Исследуя сущность и содержание воспитания в дополнительном образовании, мы опирались на совокупность исследований, раскрывающих сущность, содержание и специфику образовательного процесса в учреждении дополнительного образования (21, 36, 56, 137, 158, 171).
Одним из основных вопросов современного общества является вопрос целеполагания в воспитании. В Концепции реформирования системы образования России указывается, что воспитание должно быть направлено на достижение двух взаимосвязанных целей - обеспечение процесса социализации гражданина общества и поддержку процесса индивидуализации личности.
Для нашего исследования имеет значение обращение к педагогическому наследию П.П. Блонского. Считая целью воспитания всестороннее развитие человеческой личности, ученый средство достижения этой личности видел в соединении умственного образования с эстетическим, физическим, нравственным, трудовым воспитанием и политехническим обучением.
Идеалом воспитания, в понимании П.П. Блонского, должен стать человек, в котором нашли бы сочетание глубокие знания о природе и обществе, здоровье, убежденность, умение познавать и преобразовывать действительность, нравственная чистота и богатство эстетических чувств. Таким образом, целью воспитания по определению П. П. Блонского является формирование социально активной личности.
Основную роль в осуществлении цели воспитания П.П. Блонский отводил школе. В народной школе, по его мнению, ребенок должен, прежде всего, не обучаться теоретическим знаниям, но учиться жить. «Учиться жить возможно, лишь живя определенным образом. Итак, школа должна быть местом жизни ребенка, должна создать рациональную организацию этой жизни»,- утверждал педагог.
«Ребенок есть существо развивающееся, и воспитание есть развитие,» - пишет далее исследователь – «Развитие - определенный процесс, имеющий исходную точку и цель. Цель воспитания - развитие мысли ребенка, исходная же точка - его наличное сознание, более близкое к сознанию дикаря, нежели к нашему. И наша ошибка в том состоит, что, поглощенные вопросом о цели воспитания, мы забыли, из чего должны исходить. Обучать ребенка – значит не давать ему нашей истины, но развивать его собственную истину до нашей, иными словами, не навязывать ему нашего мира, созданного нашей мыслью, но помогать ему перерабатывать мыслью непосредственно очевидно чувственный мир. Задача школы – научить жить. Жить это значит познавать действительность и преобразовывать ее» (19, с.82).
Взгляды П.П. Блонского о цели воспитания находят развитие в педагогическом наследии А.С. Макаренко. «Цели воспитательной работы могут быть выведены только из общественного требования, из его нужды. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. В педагогической практике эта завтрашняя радость является одним из важнейших объектов работы. Сначала нужно организовать самую радость, вызвать ее к жизни и поставить как реальность. Во-вторых, нужно настойчиво претворять более простые виды радости в более сложные и человечески значительные. Здесь и происходит интересная линия: от простейшего примитивного удовлетворения до глубочайшего чувства долга. Воспитывать человека – значит воспитывать у него перспективные пути», - рассуждает педагог о цели воспитания (101, с. 362).
Ю.М. Лагусев, изучая аспекты целеполагания в воспитании на современном этапе, отмечает, что исследование проблемы цели воспитательного процесса представлено в рамках концепции оптимизации обучения (Ю.К. Бабанский, М.М. Поташник, З.С.Харьковская и др.) и целостного подхода к обучению (З.И. Васильева, В.С. Ильин, и др.), но в них речь шла, по мнению ученого, не о природе и источниках педагогического целеполагания, а об уяснении конкретного этапа обучения (88).
По убеждению ученого, цель воспитания ориентирована на формирование у личности рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей. Важнейшие принципы воспитания состоят в том, чтобы соединить два полюса личности: самореализацию и социализацию, т.е. в воспитательной деятельности важна, прежде всего, ориентация на личность, которая в воспитательном процессе способна их интегрировать. Воспитательная деятельность, ориентированная на личность, имеет несколько источников цели: социальный заказ, выражающийся как в объективных тенденциях развития общества и культуры, так и в сознательно выражаемых запросах граждан, можно определить как первый источник; субъект особой социальной реальности, имеющий самостоятельную ценность и называемый воспитанником, является вторым источником цели; воспитатель (педагог, учитель, менеджер) как носитель сущности, наиболее активно реализующей способность к развитию другой личности, представляет третий источник цели.