Сущность и содержание воспитания в дополнительном
Таким образом, трактовка активности как всеобщего свойства материи выражается в ее способности к самодвижению; в способности изменять другие объекты; в способности развивать определенные внутренние состояния, актуализирующие природу объектов под влиянием внешних воздействий.
Особое место категория «активность» занимает в психолого-педагогических исследованиях, посвященных выявлению движущих сил и источников активности человека, закономерностей их индивидуального проявления, специфики их учета в различных видах деятельности.
Специалисты исследуют, как под воздействием внешних и внутренних факторов формируется активная позиция человека, как в процессе той или иной деятельности или изменения условий, возникает новый качественно иной уровень активности человека. А.И. Крупнов, В.Д. Небылицын рассматривают активность личности как группу личностных качеств, обуславливающих внутреннюю потребность, тенденцию индивида к эффективному освоению внешней действительности, к самовыражению относительно внешнего мира (84). Д.Б Богоявленская, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, А.М. Матюшкин, К.К. Платонов изучали структуру и динамику познавательной активности личности, общепсихологические и возрастные аспекты интеллектуальной и творческой активности. Суммирование наиболее общих и существенных признаков понятия «активность» в психологических исследованиях позволяет сделать вывод, что оно включает в себя:
- количественные и качественные характеристики уровня интенсивности протекания процесса или любого взаимодействия;
- количественную и качественную характеристику потенциальных возможностей субъекта (его свойства, качества) к взаимодействию;
- представление об источнике любого процесса или взаимодействия, которое исходит главным образом из внутренних противоречий субъекта, опосредованных влиянием извне;
- особое состояние, предрасположение к тому или иному взаимодействию или относительно устойчивое свойство, проявляющееся в уровне интенсивности реализации поведения, деятельности и их результате, устойчивости и объеме взаимодействия, исходящей из внутренней инициативы.
Проблемой социальной активности в педагогической литературе занимались Ю.Е. Волков, Ю.Л. Воробьева, Т.С. Лапина, Н.И. Мамаева (103).
Под социальной активностью понимается специфическая активность, проявляемая только людьми – отдельными личностями, группами людей, обществом, проявляемая в системе общественных отношений в соответствии с сознательно поставленными целями, имеющая преобразовательный характер.
Социальная активность рассматривается как:
а) состояние субъекта, как качество, черта личности;
б) отношение к действительности, взаимосвязь субъекта со средой;
в) мера проявления социальной дееспособности человека.
Будучи качеством социального субъекта, она находит свое проявление в его поступках, деятельности и предстает перед нами как социальное явление реализации внутренних его потенций (54).
В рамках нашего исследования данное понятие мы рассматриваем в аспекте целеполагания и результата воспитания. Анализ сущности воспитания в дополнительном образовании подвел нас к выводу о том, что целью современного воспитания является личность, обладающая социальной активностью. Социальную активность мы рассматриваем как качество, интегрирующее различные характеристики личности, сформированные в процессе воспитания, как совокупность проявлений познавательной, коммуникативной, деятельностной, творческой активности.
Содержание воспитания в учреждении дополнительного образования определяется дополнительными образовательными программами, которые не только расширяют образовательное пространство ребенка, но и организуют активную социальную деятельность на основе деятельностного воспитания (воспитания делом).
Л.Г. Логинова отмечает, что дополнительные образовательные программы позволяют не только полнее использовать возможности обязательных обучающих программ, но и компенсировать известную их профильность, односторонность, унифицированность, а значит - расширяют возможность социализации (99).