Сущность и содержание воспитания в дополнительном
В рамках нашего исследования представляет интерес и значение взгляд ученого С.В. Сальцевой: «Тенденции сегодняшнего дня, на мой взгляд, диктуют педагогу такие направления воспитательной работы, которые сформируют личность, умеющую разобраться в себе самой, могущую управлять собой, организовывать свою деятельность в условиях свободы выбора собственных действий, сформулировать самозаказ каждый самому себе, который учел бы непохожесть каждой личности, ее уникальные, неизбежно разные точки зрения на мир. А педагог, не разрушая суверенитета личности, ее индивидуальности за то, что ребенок не такой как все, воздействовал бы не на природу личности, а на ее деятельность, организуя ее по-новому, во благо развития лучшего в человеке». Такая цель воспитания требует от педагога «смены ролей»: он будет участвовать как консультант, мастер, заводила интересных творческих дел. Эта цель диктует новые формы сотрудничества взрослых и детей, когда они вместе свободно формулируют проблемы класса, школы, села, района, города. И берутся за их решение. Таким образом, рассматривая цели воспитания человека и его жизнедеятельность, мы закладываем фундамент очеловечивания воспитания (в противовес бездетному воспитательному процессу, где есть компоненты, средства, формы, структура и т.д., но нет слов «жизнь, живой» (135, С.3)
Н.Е. Щуркова, исследуя проблемы современного воспитания, отмечает, что главным отличием вчерашнего воспитания от сегодняшнего - ключевой характеристикой последнего - является ценностное отношение, выступающее альтернативой вчерашним правилам поведения в их согласии со знаниями о «должном» и «правильном». «Воспитанные дети - это дети, умеющие обнаруживать смысл в происходящем, способные выявлять ценностное содержание в предметных ситуациях, приобщенные к взаимодействию с миром на уровне ценностей, то есть, на уровне философического восприятия предметной многообразной беспредельной реальности, поэтому способные самостоятельно выстраивать собственное поведение и собственную жизнь на уровне современной культуры в контексте которой они родились». Таким образом, Н.Е. Щуркова формулирует результат воспитания с позиции культорологического подхода (173, с.8).
В современной педагогической науке под содержанием воспитания понимается система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами (119).
Изученные нами исследования показывают, что отличие воспитания в дополнительном образовании от воспитания в базовом (основном) проявляется в его специфике:
- по содержанию: реализация дополнительных образовательных программ по различным видам деятельности, представляющим интерес для детей и их родителей;
- по формам организации: добровольные детские объединения в форме кружков, студий, школ, клубов, ансамблей, театров, секции, научные общества и др;
- по методам: в дополнительном образовании основным методом является метод развивающего общения;
- по срокам: ребенок сам определяет продолжительность своего образовательного маршрута;
- по уровню взаимоотношений детей и педагогов: взаимоотношения сотрудничества, сотворчества, ребенок субъект собственного самопознания, саморазвития, самореализации;
- по характеру: в дополнительном образовании воспитание деятельностное.
В ходе исследования мы пришли к выводу о том, что в дополнительном образовании более приемлема позиция отношения к воспитанию не как « к целенаправленному процессу развития личности» (Х.Й. Лейметс), а как к процессу формирования установок, мотивационной культуры личности. Воспитание в дополнительном образовании является процессом формирования отношения ребенка к самому себе, к окружающему миру, к своему месту в этом мире, к своей роли в жизни этого мира.
Образование в рамках учреждения дополнительного образования рассматривается учеными как взаимосвязь двух процессов (обучение и воспитание), активизирующих личность на деятельность по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными отношениями (21, 80, 136).