Изучение уровня проявления согласованных действий у детей шестого года жизни в процессе строительной игры

Низкий уровень - 10 детей - 50 %, без осознанного мотива выбора партнера для общения

Средний уровень - 6 детей - 30 %, выделяющие положительные качества сверстников.

Высокий уровень - 4 ребенка - 20 %, ставящие на первое место интерес к игровой деятельности.

Очень высокий уровень - 0% - выделяющие дружеские отношения.

Для наглядности результаты констатирующего этапа исследования распределения критериев выбора партнера для общения среди детей шестого года жизни приведены на рис 5.

Рисунок 5 - Распределение критериев выбора партнера для общения среди детей шестого года жизни (контрольная группа, констатирующий этап)

Таблица 6 - Распределение критериев выбора партнера для общения среди детей шестого года жизни (сводные результаты, констатирующий этап)

Уровни проявления творческой активности

Констатирующий этап исследования

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Низкий

Средний

Высокий

10

6

4

50

30

20

10

6

4

50

30

20

Рисунок 6 - Распределение критериев выбора партнера для общения среди детей шестого года жизни (сводные результаты, констатирующий этап)

Таким образом, проанализировав полученные данные констатирующего этапа, мы пришли к выводу, что на шестом году жизни эмоциональное благополучие ребенка в группе сверстников зависит либо от способности к организации совместной игровой деятельности, либо от успешности продуктивной деятельности. У популярных детей наблюдается высокая успешность в совместной познавательной, трудовой и игровой деятельности. Они активны, ориентированы на результат, ожидают положительной оценки. Дети с неблагоприятным положением в группе имеют низкую успешность в деятельности, которая вызывает у них отрицательные эмоции, отказ от работы.

Наряду с потребностью в сотрудничестве на этом этапе отчетливо выделяется потребность в признании и уважении сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других. Чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров.

В детском общении в этом возрасте появляется конкурентное, соревновательное начало. Успехи и промахи других приобретают особое значение. В процессе игры или другой деятельности дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их. Реакции детей на оценку взрослого также становятся более острыми и эмоциональными. Успехи сверстников могут вызвать огорчения детей, а его неудачи вызывают нескрываемую радость. В этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, возникают такие явления, как зависть, ревность, обида на сверстника.

Однако, наряду с этим, в общении старших дошкольников появляется умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления, но и некоторые психологические аспекты его существования - его желания, предпочтения, настроения.

В большинстве случаев старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями сверстника и эмоционально включены в них. Иногда даже вопреки правилам игры они стремятся помочь ему, подсказать правильный ход.

Результаты констатирующего этапа исследования были нами учтены при разработке программы работы по развитию умений согласованно действовать в строительных играх.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6