Формирование контроля в процессе коррекции звукопроизношения
Диктант.
Заяц.
Заяц жил на острове среди широкой реки. По ночам он ел кору с осин. Днем зайка прятался в кустах.
Или при записи текста, предложений выделять все "ошибкоопасные" места другим цветом пасты. Тогда предложение будут записаны в таком виде:
Кот.
У Миши жил кот. Звали кота Рыжик. Хвост у Рыжика пушистый. Мальчик часто играл с котом. Они были друзья.
ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦАЦИЯ Д – Б.
Цели:
1. Учить различать буквы д – б.
2. Продолжить развивать фонематический слух и восприятие.
3. Развивать зрительно-пространственную координацию и мелкую моторику.
4. Развивать внимание и формировать контроль.
5. Воспитывать желание узнать на уроке новое.
Оборудование: профиль изучаемых звуков, алгоритм артикуляции звуков, схема характеристики звука, карточки-связи звуков с буквой, разрезная азбука на каждого ребенка, сигналы для звуко-буквенного анализа, ребусы, изографы, таблицы для развития внимания, конверты с элементами букв, изображения букв из наждачной бумаги, шнурки.
Ход занятия.
1.
Организационный момент.
- Доброе утро, дети
- Чем отличаются эти карточки?
Предлагаются две картинки с изображением одинаковых птиц – попугаев, но отличаются большим количеством элементов. Дети называют и садятся. Потом рассматривают те детали, которые остались незамеченными.
2. Сегодня мы отправляемся в путешествие в страну, где живут хитрые
буквы б и д
.
И если мы справимся со всеми препятствиями, которые встретятся на нашем пути, то благополучно вернемся домой. А для этого мы должны быть внимательными, активными и дружными.
– Прочитайте тему урока
– Запишите число и тему урока в тетради.
3.
Послушайте стихотворение и скажите, какой звук чаще встречается?
- У Бобы были бобы
А у бабы – грибы. (Дети хором отвечают [б].
- Назовите слова из стихотворения с этим звуком.
(Дети называют: Боба, были, бобы, у бабы, грибы)
- Дождик, дождик не дожди!
Дождик, дождик подожди!
Дай дойти до дому
Дедушке седому.
(Аналогичная работа со звуком [д])
- Расскажи об артикуляции звуков [б], [д], пользуясь алгоритмом – схемой.
[б] – звонкий согласный, взрывной; преграда – сомкнутые губы (б – губы)
[д] – звонкий согласный, взрывной; преграда – кончик языка упирается в десны верхних резцов (д – десны)
- сопоставим артикуляции звуков [б] и [д]
Общее: согласные, звонкие, взрывные
Разное: место преграды: б
– губы, д
– десны.
- Понаблюдаем за особенностями произнесения звуков, за изменением места образования звуков: б – д, б – д
(утрированное произнесение звуков несколько раз)
4.
Соотнесение звука с буквой; Сравните буквы б
а) с очертаниями белки, хвост которой направлен вверх. Буква б
вписывается в силуэт белки
Соотнесение буквы дс очертаниями дятла (когда дятел "лечит" деревья, хвост его для опоры направлен вниз – упирается в ствол)
- Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил.
Буква двписывается в силуэт дятла (см рис)
б) Раздаются карточки – связи звука с буквой
- из каких элементов состоят буквы?
- Чем они похожи? Какими элементами?
- Чем отличаются?
- Выложите эти буквы из элементов (конверты у детей на столах с элементами букв)
- Выложите из шнурков б
и д.
- Ощупайте буквы (по образцу – карточке из наждачной бумаги)
- Напишите буквы в тетради под счет, подчеркните элементы, которыми они отличаются красной ручкой.
5.
А теперь мы отправляемся в страну букв "б" и "д".
6.
Первая станция "Игротека"
- Отгадайте загадки и покажите нужную букву (Дети отгадывают загадку и показывают нужную букву, ошибки разбираются)
- Золотой и молодой
За неделю стал седой,
А денечка через два
Облысела голова.
Спрячу – ка в карманчик
Бывший … (Одуванчик)
- Поглядите, поглядите –
Потянулись с неба нити!
Что за тоненькая нить
Землю с небом хочет сшить?
Не ответишь – подождем,
Отгадаешь под … (дождем)
- На бахче у нас растет,
Как разрежешь – сок течет
Свеж и сладок он на вкус,
Называется …. (арбуз)