Значение театральных занятий в развитии школьников на примере театра-студии «Шанс» Полянской школы-интерната
Упражнение 3. «Самолёт».
Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, сделать спокойный вдох носом и выдержать паузу. Не меняя положения рук, «упасть» (грудью вперёд) вниз и начать активно раскачивать корпусом и ровно выдыхать. Когда дыхание кончится, встать, сделать вдох носом и повторить упражнение. Дыхание вначале беззвучное, затем со звуками («з-з-з», «ж-ж-ж», «р-р-р»). Выдох постепенно удлинять.
Упражнение 4. «Гребля».
Сидя на стуле или на полу с вытянутыми ногами, взять в руки воображаемые вёсла. Наклоняясь корпусом вперёд, руками потянуться к носкам ног, как бы занося по воздуху назад, и сделать короткий резкий выдох ртом. При этом имитировать слова: «ух», «один», «взяли» и т.д. Затем постепенно отклоняясь корпусом назад, медленно согнуть руки на уровне груди и сделать спокойный вдох носом. Упражнение повторить 15–10 раз.
Упражнение 5.
Для выполнения этого упражнения необходим маленький мячик. Стоя на небольшом расстоянии перед стеной, учащийся должен кинуть в неё мячик. В момент удара необходимо произнести слог (бац, раз, два и т.д.), после чего поймать мячик.
Упражнения, помогающие найти правильное направление звука и активизировать работу резонаторов
Упражнение 1.
Сделать вдох носом, рот раскрыть (между зубами расстояние два пальца, кончик языка прилегает к корням нижних зубов). Сомкнуть только губы, собрав их к центру (артикуляция звука «у») и в таком положении постараться «показать» горло (имитация зевка). Затем медленно и ровно, не меняя положения зевка, начать выдыхать. В середине выдоха на звуке удобный высоты и собранными губами следует издавать протяжный, но мягкий стон (м-м-м). необходимо повторить упражнение, изменяя высоту звука то вверх, то вниз. Если при низком звуке в верхней части грудной клетки чувствуется лёгкое дрожание, а при высоком звуке в лицевых костях и голове ощущается вибрация – значит, звук попал в грудной и головной резонаторы. Следует запомнить эти ощущения и сделать упражнение в удобном среднем регистре. Нижняя челюсть, язык, шея должны быть свободны.
Упражнение 2.
Освободить плечевой пояс, шею, голову, руки, зубы разомкнуть, губы сомкнуть. Создать ощущение зевка и издать протяжный звук «м» (стон). Ощутив вибрацию в головном и грудном регистре, мягко, без толчков, перейти на гласный звук «мо-о-о». В конце выдоха оборвать звучание, выдержать паузу и повторить этот слог в речевой интонации на той же высоте.
Упражнение 3.
Повторить Упражнение 2 с добавлением других слогов с согласными звуками: мо, бо, го, до, жо, зо, ко, ло, мо, по, ро, со, то, фо, хо, чо, шо, що. Артикуляция согласных должна быть точной и чёткой. Постепенно отрабатываются все гласные и согласные.
Упражнение 4.
Упражнение выполняется, как предыдущие, но с произнесением слогов. При этом следует менять высоту звуков: вначале произносить их в среднем звучании, потом по ступенькам всё выше и выше, потом всё ниже и ниже. Необходимо следить, чтобы звук был свободным и все слоги попадали в «фокус».
Упражнение 5.
Вырабатывает навык повышения и понижения голоса в строке. Сделать вдох носом, создать ощущение зевка и на равном спокойном выдохе, в среднем звучании произнести одну строчку стихотворения или пословицу. Начинать тренировку можно с любой интонации, наиболее удобной для учащегося. Вначале сделать паузу, затем вдох. Повысить или понизить звук и на выдохе произнести избранную фразу. Таких изменений высоты звука в упражнении должно быть 4–5. ударная гласная должна быть широкой, крупной, точно направляться в «фокус» звука. При повышении голос не должен усиливаться, при понижении «проваливаться» в глотку и затихать.
Примеры текстов:
«Красно поле пшеном»
«Не красна изба углами»
«Ворон к ворону летит,
Ворон, где б нам пообедать,
Где бы нам про то проведать».
Когда навык верного звучания голоса выработался на 3–4 строках, в качестве примера берутся стихотворения из 4–6 строчек. Это закрепит правильное звучание голоса на различных звукосочетаниях.
Упражнение 6.