Значение театральных занятий в развитии школьников на примере театра-студии «Шанс» Полянской школы-интерната
7. ученики, держась за концы гимнастических палок, образуют круг. Кто-то читает любое стихотворение и одновременно выполняет любые пластические движения, увлекая за собой весь круг. Затем, как в кино, когда крутят плёнку назад через эти же движения, только в обратном порядке, нужно вернуться в исходное положение.
8. Упражнение на доверие: а) падение на руки партнёра – вперёд, назад; б) размахивание перед лицом партнёра руками и ногами, с размаха; в) перекидывание гимнастическими палками.
9. Сочинить комплекс различных движений и проделывать их, читая одновременно любое детское стихотворение. Например, «Вот серый крот, вот серый крот. Вот серый, серый, серый крот. Он ни красавец, ни урод – он просто серый, серый крот». на это стихотворение придётся минимум 14 движений.
Пластические этюды
Упражнение 1. «Страна чудес».
Упражнение можно проводить в виде разминки перед началом урока. Произвольный бег по кругу. При этом педагог по хлопку просит выполнить команды, например:
– Бежать треугольником! Нет, не по треугольнику, а именно треугольником. Как бегают треугольники?
– Теперь в другую сторону, побежали пунктиром! Каждый сам решает, что значит бежать пунктиром. Не смотрите по сторонам – здесь нет единственного правильного решения. Смелее!
– Побежали картинками, в косую линеечку, столбиком, всмятку!
– по сигналу разбиться на маленькие группки по 3–4 человека. Нет, не по 5 человек, у вас почему-то один лишний! Попробуем ещё раз!
В этом упражнении проявляются такие свойства, как фантазия, лёгкость, непринуждённость поведения. Выполнение упражнения требует как бы забыть о «здравом смысле» взрослого человека. В процессе выполнения упражнения проявляется индивидуальность ученика, происходит освобождение от стереотипов.
Упражнение 2. «Месим тесто».
Все разбиваются по парам. Один из участников играет роль «теста», а второй – «булочника». «Тесто» должен лечь на пол и максимально выключить мышцы. Теперь «булочник» должен хорошенько замесить «тесто», чтобы оно было мягким и эластичным. Для этого упражнения необходимы сценическая вера и серьёзность, непосредственность, владение мышечной энергией. «Тесто» не должно улыбаться, человек, изображающий его, должен максимально расслабиться и не реагировать ни на что, кроме рук «булочника». Естественно, «булочник» не должен причинять своему «тесту» боль или щекотать его.
Упражнение 3. «Пластилинчики».
В упражнении принимает участие вся группа. Из группы выбирается ведущий, остальные участники играют «голову великана». Для этого роли надо распределить следующим образом: один играет роль левого глаза, другой – правого, третий – носа, четвёртый – уха, и т.д. Затем надо скомпоновать такую мизансцену, чтобы образовалась фигура, напоминающая голову великана. Когда всё готово, можно начинать. Перед «головой» становится ведущий и проделывает самые простые манипуляции. Например, он может подмигнуть, потом зевнуть, чихнуть, почесать ухо и т.д. «Голова великана» должна в точности воспроизвести все простейшие действия. В этом упражнении проявляется весь набор качеств, которые обусловливают оригинальность и продуктивность воображения – попробуйте-ка представить себя ухом великана!
Упражнение 5. «Играем в справочник».
В этом упражнении «пьесой» может стать любой текст, записная книжка, клочок газеты, письмо, книга, рекламный проспект и т.д. Все «пьесы» раскладываются на столе. Несколько человек из группы выбирают по одной такой «пьесе». По своему усмотрению каждый из них может пригласить в «спектакль» ещё 2–3 исполнителей. Им даётся время 7–10 минут. По окончании подготовки «пьесу» кладут на стол. Участники по очереди играют свои спектакли. После того, как все спектакли сыграны, зрителям предстоит определить и назвать «пьесы», по которым они были поставлены. В этом заключается основной критерий успешности выполнения задания. Ведь «пьеса» проходит только с использованием пластики, без комментариев и разъяснений.
Упражнение 6. «Театр рук».
В этом театре играют только руки. В качестве 2 пьесы» может быть самый разнообразный текстовый материал. Но наиболее продуктивна работа на отвлечённые понятия: счастье, покой, объяснение, любовь, ссора, боль и т.д. Актёр должен сыграть свой «спектакль» так, чтобы зритель понял его замысел. Возможно «спектакль» может проходить в исполнении двух актёров. Например, «театр рукопожатий», литературных и сценических героев, то есть одна пара может подготовить и показать десять различных рукопожатий: Буратино и Пьеро, Татьяны и Мефистофеля, Чацкого и Молчалина. Представив «сценарии» педагогу, актёр выносит затем свой спектакль на общий суд, при котором зритель должен угадать героев, чьё рукопожатие они видят.