Значение театральных занятий в развитии школьников на примере театра-студии «Шанс» Полянской школы-интерната
– Где кран холодной воды? Покрутите его сами, разбавьте этот кипяток, а то уже трудно стоять. Наступило облегчение. Но вода становится всё холоднее. Следите за телом. Что делает тело?
– Всё вспомнили? Физическое поведение тела помогает укрепить воспоминания?
Это упражнение (как, разумеется, и все остальные) должно быть доведено до полной правды и веры.
Заканчивая раздел развития актёрской психотехники, хочу оговориться, что здесь приведён далеко не полный перечень всех упражнений, которые я использую в своей работе, а лишь некоторые из них.
Сценическая пластика.
«В творческом состоянии большую роль играет полная свобода тела, то есть освобождение его от того мышечного напряжения, которое бессознательно для нас самих владеет нами не только на сцене, но и в жизни, как бы сковывая тело и мешая ему быть проводником наших психических мышечных движений». К.С. Станиславский.
Нормальное творческое самочувствие характеризуется так называемой мускульной свободой. Мускульная свобода – это состояние организма, пр котором на каждое движение и на каждое положение тела в пространстве затрачивается столько мускульной энергии, сколько надо – не больше, не меньше.
К.С. Станиславский нашёл способ воспитания мышечной свободы. Этот способ заключается в создании «мышечного контролёра» – способности находить в какой группе мышц создалось излишнее напряжение и убирать его, приводя себя в состояние мышечной свободы, при котором на каждое действие затрачивается ровно столько мышечной энергии, сколько надо: не больше, не меньше.
Актёр до конца свободен только тогда, когда он хорошо знает роль, когда он до конца убеждён в необходимости своих действий. Отсутствие мускульной свободы у актёра может выражаться, во-первых, в наличии напряжения там, где его совершенно не должно быть, и, во-вторых, в чрезмерном напряжении (перенапряжении) тех мышц, участие которых в какой-то мере необходимо.
Занятия пластикой имеют несколько направлений.
Развитие гибкости и подвижности тела в гимнастических упражнениях.
Прыжковая разминка
1. Выпрыгивание на носках (третий прыжок высокий).
2. Выпрыгивание по углам воображаемого квадрата (влево и вправо).
3. Выпрыгивание с поворотом на 180 градусов (поворот от бедра).
4. Выпрыгивание с поворотом 360 градусов (поворот от плеча).
5. Выпрыгивание с высоким подъёмом коленей.
6. Выпрыгивание с захлёстом голени.
7. Выпрыгивание накрест в поперечном полушпагате
8. Ножницы (продольный полушпагат).
9. Выпрыгивание накрест с поочерёдной сменой ног и с высоким подтягиванием колен к груди.
10. Выпрыгивание из низкого полуприсяда со скрещиваемыми в воздухе ногами.
11. Мах прямыми ногами в прыжке.
Статическая разминка
1. вращение головой (влево, вправо).
2. Вращение плечевого пояса (вперёд, назад).
3. Вращение плечевого пояса коромыслом (вперёд, назад).
4. Вращение прямых рук.
5. Вращение локтей.
6. Вращение кистей.
7. Скручивание бёдер (по восьмёрке).
8. Вращение тазобедренным суставом без позвоночника.
9. Вращение тазобедренным суставом с позвоночником и корпусом одновременно.
10. Вращение тазобедренным суставом с позвоночником
11. Вращение прямыми ногами.
12. Вращение коленей (внутрь, наружу).
13. Вращение голеностопом.
Дополнительные упражнения к разминке
1. Подъём высокого колена. Из положения впереди в положение сбоку (поочерёдно каждой ногой).
2. Махи прямыми ногами (вперёд, назад, вбок).
3. Махи прямыми ногами с поддержкой.
4. Махи прямыми ногами через разножку.
5. Наклоны в пол (касание пола кистью, локтями).
6. Продольный полушпагат (сесть, встать – поочерёдно каждой ногой).
7. Поперечный полушпагат (то же самое).
8. Плавный переход из продольного шпагата в поперечный (каждой ногой)
Упражнения на освобождение мышц.
Упражнение 1. вращение: голова – корпус – таз – колени – руки – всё вместе (и наоборот).
Упражнение 2. Расслабление и напряжение всего тела.
Упражнение 3. Расслабление и напряжение определённых групп мышц (например: напрягаем одновременно левую руку и правую ногу – остальные части тела расслаблены).