Гендерные представления младших школьников из неполных семей
В настоящее время проблема маскулинизации женщин и феминизации мужчин становится всё более острой. Неверно понятые идеалы, навязанные обществом стереотипы заставили женщину отстаивать и добиваться для себя чисто мужских ценностей, вызывая этим отклонение в развитии психологического пола, становлении половой идентичности. Неверно усвоенная половая роль мальчиком в детстве является причиной депрессивных состояний, неврозов, социальных психотравм, чувства неполноценности и одиночества, нестабильности семейных отношений в зрелом возрасте. Медики и психологи отмечают, что утрата или несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. У человека наблюдается ощутимая потеря своего Я, нарушается вся система его отношений с другими людьми. Даже небольшое отклонение от нормы в области полового самосознания чревато негативными последствиями.
Процесс феминизации мужского пола и маскулинизации женского широко затронул все стороны нашей жизни, но особенно ярко это проявляется в семье, где дети и осваивают свои половые роли. К тому же стремительно растет число неполных семей, в которых процесс полоролевой идентификации определенно затруднен из-за отсутствия кого-то из родителей. По мнению психологов, первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и в установлении в будущем гетеросексуальных отношений у девочек. И чем дольше в этот период ребенку придется жить без отца, тем серьезнее могут оказаться трудности половой идентификации, если никакой другой мужчина не послужит эффективной заменой. У мальчиков, воспитанных только матерью, можно наблюдать либо развитие женских черт характера, таких, как словесная агрессивность, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо, напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличено мужского поведения с зависимым характером.
Половая идентификация не означает лишь осознания ощущений «Я – мальчик», «Я – девочка», но включает и целый ряд общественных ролей. Только взаимодействие полов придает половой идентификации смысл. В неполной семье ребенок вместе с взрослыми не переживает эти отношения и не видит четкой модели поведения. У него не создается модель собственного поведения как представителя определенного пола, поэтому можно предположить, что у детей из неполных семей присутствуют некоторые проблемы в становлении половой идентичности.
Младший школьный возраст является периодом гендерной сегрегации, когда дети стараются избегать представителей другого пола. Тенденция мальчиков играть с мальчиками, а девочек – с девочками начинает проявляться у детей в 3-летнем возрасте и постепенно усиливается до вступления в период полового созревания. Дети с самыми разными личностными качествами стремятся объединяться в социальные группы на основе общности гендера. Биологический пол, социальные гендерные ярлыки и психологическая гендерная идентичность действуют совместно, вынуждая ребенка объединяться с детьми одного с ним пола и избегать объединения с детьми противоположного.
Гендерная сегрегация приводит к тому, что дети не умеют общаться с представителями противоположного пола, что вызывает определенные проблемы в подростковом возрасте.
Младший школьный возраст характеризуется восприимчивостью к внешним влияниям, податливостью к эмоциональному воздействию и поэтому является сензитивным для формирования психологической гендерной идентичности и оптимизации взаимоотношений с представителями противоположного гендера.
Объект исследования
– процесс полоролевой идентификации младших школьников в условиях неполной семьи.
Предмет исследования
– гендерные представления детей младшего школьного возраста, воспитывающихся одним родителем.
Целью
работы является изучение особенностей гендерных представлений детей из неполных семей.
Задачи исследования
.
1. Дать характеристику семьи как института социализации.
2. Описать особенности личностного развития младшего школьника из неполной семьи.
3. Дать анализ проблемы полоролевой идентификации ребенка в условиях неполной семьи.
4. Провести эмпирическое исследование особенностей гендерных представлений детей из неполных семей.
5. Дать рекомендации по развитию гендерных представлений у детей младшего школьного возраста учителям начальных классов, социальным педагогам, психологам, студентам педагогических колледжей.
Гипотеза
. Мы предполагаем, что для гендерных представлений младших школьников из неполных семей характерны следующие особенности:
– склонность приписывать женщине маскулинные качества;
– склонность идеализировать мужской образ;
– ярко выраженные андрогинные черты женского образа.
Методы исследования.
1. Теоретические:
– анализ научной литературы по проблеме исследования;
– обобщение и систематизация информации.
2. Эмпирические:
– опрос.
3. Методы обработки и анализа полученных результатов.
- Семья как институт социализации
- Особенности формирования личности ребенка в неполной семье
- Полоролевая идентификация ребенка в условиях неполной семьи
- Организация и проведение исследования
- Анализ результатов
- Выводы и рекомендации
- Заключение