Полоролевая идентификация ребенка в условиях неполной семьи
Половая идентификация – процесс осознания и переживания индивидом своей половой принадлежности – маскулинности или фемининности, физиологических, социальных и психологических особенностей своего пола.
Половая идентичность – осознание и переживание индивидом своей половой принадлежности [11, с. 223].
Социально-психологический пол человека, совокупность его психологических характеристик и особенностей социального поведения, проявляющихся в общении и взаимодействии, называется гендером. Базовым образованием в гендере является психологический пол личности, т.е. достижение определенного уровня полового самосознания и половой идентификации, реальное овладение мужской или женской ролью [20, с. 62].
Для характеристики психологического пола используют понятия: маскулинность, фемининность, андрогинность. Маскулинность – это мужественность, представленность в личности человека типично мужских черт характер. Фемининность, наоборот, женственность, представленность в личности человека типично женских черт характер. Андрогинность – это представленность в личности человека на паритетных началах маскулинных и фемининных особенностей. Эти качества дополняют друг друга и повышают адаптивные возможности человека [20, с. 63].
Процесс полоролевой идентификации начинается буквально с момента рождения ребенка.
Вначале усвоение происходит скорее бессознательно и пассивно.
На втором году жизни, еще не выделяя себя из других людей и не называя себя, ребенок уже знает – мальчик он или девочка. Сравнивая себя с другими людьми: мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами, отцом и матерью, он узнает, что мальчики носят брюки, а девочки – платья, что мальчики играют в машинки, а девочки – в куклы.
В три года пол – характеристика непостоянная. Ребенок думает, что он может быть изменен.
К пяти-шести годам это проходит: трехлетний мальчик пугается обещания превратить его в девочку, пятилетний смеется над этой перспективой, не верит в возможность ее осуществления. Считается, что к пяти-шести годам ребенок формирует свою половую идентичность на уровне переживаний и ролевого поведения [24, с. 95].
По З. Фрейду ребенок трех-пяти лет находится на фаллической стадии. В это время его развитие определяется бессознательным влечением к родителям противоположного пола. Влечение мальчика к матери называется комплекс Эдипа, девочки к отцу – комплекс Электры. Если девочка привязывается к отцу, мать для нее становится соперницей, и, наоборот, если мальчик привязан к матери, то отца он тоже воспринимает как соперника. Вследствие этого происходит амбивалентность детских переживаний. Внешне это выражается в напряженных отношениях с родителями своего пола.
По мнению З. Фрейда, к пяти годам происходит половая идентификация: ребенок относит себя к определенному полу и принимает на себя соответствующие роли и способы поведения. Личность к пяти годам уже сформирована [16, с. 178].
На основе врожденных особенностей и под влиянием семьи и социального окружения ребенок непроизвольно выбирает для себя манеру поведения, которая наиболее полно соответствует его запросам и в то же время не противоречит общественным нормам, поэтому этап установления полоролевого поведения длится до двенадцати-тринадцати лет. В начале этого этапа дети четко разделяются по половому признаку, что заставляет их подчеркивать свою половую принадлежность и ускоряет развитие сексуальности. Именно в это время появляются первые осознанные вопросы сексуального плана как часть общих вопросов «о жизни» и как основание на наблюдениях за старшими.