Результаты применения экспериментальной методики использования элементов географического прогнозирования в экологическом обучении школьников при изучении курса «География России»

Отвечая на вопрос «Почему рациональное использование и охрана окружающей среды является одной из главных проблем современности», учащиеся контрольной и экспериментальных групп расставили акценты по разному. В большинстве ответов учащихся контрольных классов отмечено исчезновение многих видов растений и животных по вине человека (75%). Процент усвоения этой смысловой части в экспериментальной группе оказался ниже, всего 60%. По-видимому, во главу угла ученики контрольной группы ставят именно этот аспект проблемы.

В большой части работ учащихся экспериментальных классов (71%) отмечается, что одной из причин обострения проблемы является исчерпаемость минерального сырья. Учащиеся контрольных классов уделяли этой стороне вопроса меньше внимания (44%). Об увеличении масштабов воздействия человека на природу отметили в своих ответах 74% учащихся экспериментальных классов и 52% контрольных.

На ухудшение экологических условий жизни человека указал 81% учащихся экспериментальных классов, в то время как в контрольных – всего 39%. Это свидетельствует о недостаточном раскрытии этого вопроса в преподавании вопросов физической географии. Подчеркнули экономический ущерб от негативного воздействия человека на природу лишь 38% учащихся экспериментальных классов и лишь 17% учеников контрольной группы.

Второй вопрос проверочной работы ставил задачу выяснения понимания учащимися сложностей решения проблем природопользования и охраны окружающей среды.

Значительно больший процент (25%) учащихся экспериментальной группы отметили дороговизну природоохранных мероприятий, в то время как только 9% учащихся контрольных классов обратили внимание на эту сторону проблемы. Научно-технические трудности выделили 78% учащихся экспериментальной группы и лишь 34% контрольной.

Трудности морально-нравственного порядка отметили 74% учащихся контрольной группы и 90% экспериментальной. Этот показатель свидетельствует о преобладании эмоциональной составляющей в ответах учеников.

Низкий процент усвоения показали учащиеся обеих групп в раскрытии политических трудностей, существующих в решении проблемы (35% в экспериментальной и 12% в контрольной группах). Очевидно, программа и учебники недостаточно внимания уделяют политическому аспекту проблемы.

Третий вопрос своей задачей ставил выяснение знаний учащихся по направлениям природоохранной деятельности в России. Лучшую осведомленность в этом вопросе показали ученики экспериментальных классов. Ученики контрольной группы придают большое значение заповедному аспекту природопользования (70%). В экспериментальных классах этот показатель оказался ниже – 58%. Это объясняется тем, что ученики экспериментальных классов большое значение придают активным мерам по охране окружающей среды и её преобразованию. Об этом свидетельствует превышение процента усвоения по всем смысловым частям ответа в экспериментальной группе. Строительство очистных сооружений привели в своих ответах 41% учеников экспериментальных классов, в то время как в контрольных этот показатель 19%. Отметили роль малоотходной и безотходной технологии в природоохранном деле 38% учеников экспериментальных классов и 18% контрольных. Большой процент усвоения понятий «рекультивация» и «мелиорация» показала экспериментальная группа – 47% против 28% в контрольной. Законодательные меры по охране природы выделили в своих ответах 56% экспериментальных классов и 43% контрольных. Значительно лучше понимают роль географического прогноза и контроля за состоянием окружающей природной среды (мониторинга) ученики экспериментальной группы – 51% против 4% в контрольных классах.

Подводя итог анализу экспериментального обучения можно сказать, что первые три контрольных среза позволили проверить усвоение учащимися понятия «Географический прогноз» и выявить зависимость его формирования от степени усвоения опорных понятий. Ученики экспериментальных классов существенную роль отвели преобразовательному аспекту природопользования (восстановлению и улучшению природы), в то время как ученики контрольных классов, по-прежнему, делали упор на заповедном аспекте проблемы.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6