Результаты применения экспериментальной методики использования элементов географического прогнозирования в экологическом обучении школьников при изучении курса «География России»
Анализ качества ответов показал, что в экспериментальных классах по сравнению с контрольными выше доля ответов второго и третьего уровней качества. В контрольных классах больше половины ответов отнесены к первому уровню качества знаний. Учащиеся просто перечисляют все известные им меры по рациональному использованию и охране природы, не раскрывая причин принятия таких мер.
Ученица Т. характеризуя Восточную и Северо-Восточную Сибирь, в число мер по охране окружающей среды включает охрану воздушного бассейна, предотвращение от загрязнения поверхностных вод, в то время как приведенные ею виды воздействия человека на природу касаются заготовки древесины и деятельности ГЭС.
В ответах второго уровня качества знаний ученики правильно показывают зависимость мер по оптимизации взаимодействия человека и окружающей среды от характера хозяйственной деятельности людей, но особенностей охраны окружающей среды не раскрывают. Так ученица К. (вариант – Восточная Сибирь и Северо-Восточная Сибирь) пишет: «В Сибири ведется заготовка древесины, добыча полезных ископаемых, пушной промысел. Для сохранения лесных богатств вырубка лесов ограничивается, ведется работа по пресечению незаконных вырубок лесов, ведется борьба с лесными пожарами. Полезные ископаемые добываются так, чтобы меньше нарушать земную поверхность, пушной промысел ограничен, потому что уменьшается количество животных».
Третий уровень качества ответов характеризуется полнотой и аргументированностью. Ученики дают хорошую оценку особенностей природы, анализируют последствия воздействия человека на природу и на основании этого выводят природоохранные меры.
В некоторых ответах учащихся экспериментальных классов содержаться элементы географического прогноза. Ученица М. (вариант Западная Сибирь) в ответе пишет: «Реки Западной Сибири полноводны, но строить на них крупные ГЭС нельзя, потому, что на плоской равнине образуется очень большое водохранилище. Под водой могут оказаться поля и леса, измениться микроклимат. Это может затруднить деятельность человека в этой местности».
В ответах учащиеся экспериментальных классов приводиться большое количество примеров взаимосвязи в системе человек-природы. Раскрытию этих взаимосвязей помогло использование учениками схематических моделей взаимодействие компонентов ПТК, что способствовало более глубокому пониманию региональных экологических проблем и путей рационального природопользования.
Третья проверочная работа проводилась в контрольных и экспериментальных классах после изучения раздела «Рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды».
В состав работы входило следующее задание – определите меры, необходимые для решения экологических проблем Санкт-Петербурга и Ленинградской области, используя типовой план. Типовой план, как и при проведении двух предыдущих проверочных работ вывешивался на доске. В ходе анализа выявлялось знание и понимание учениками существа конкретных мер по рациональному использованию и охране окружающей среды Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Результаты количественного анализа ответов представлены на рисунке 14.
Количественный анализ приводимых учениками мер по рациональному использованию и охране природы показал, что лучше с этой работой справились учащиеся экспериментальных классов. В ответах учеников контрольных классов приводиться больше мер, направленных на консервацию природных объектов, реже упоминаются меры по восстановлению и улучшению окружающей среды (соответственно 47,5% и 50,5%).
|
Рис. 14. Количественный анализ ответов учеников в %.