Рекомендации по внедрению высоких интеллектуальных технологий на уроках биологии в средней школе
- прочитать соответствующий материал в рекомендованной литературе;
- продумать устно полное содержание ответа на вопрос;
- зафиксируйте письменно результат самостоятельной подготовки, записав план выступления или его тезисы, конспект ответа;
- продумать содержание выступления; оно должно быть кратким, логичным, доказательным, если возможно, связанным с личным опытом; желательно, чтобы оно сопровождалось иллюстрациями.
7. Проблемное изложение знаний по методике мозгового штурма.
В таких играх основной упор делается на решение творческих заданий. Перед учащимися ставится проблема, далее распределяются по группам, при этом каждый участник сначала самостоятельно продумывает решение проблемы, затем обсуждается в паре и выносится на общее обсуждение. Что позволяет развивать индивидуальные возможности и творческие способности учащихся.
Например: Тема: "Пищеварение". "Затяжной обед"
1. Длина кишечника человека в 4 раза превышает длину туловища, кишечника собаки – в 4,5 раза, овцы – 24 раза. Объясните эти факты.
Подсказка 1 (более подробный вопрос). Предположите, за счет какого отдела и почему общая длина желудочно-кишечного тракта у овцы больше по сравнению с человеком?
Подсказка 2. Определите функцию кишечника, вспомните, за счет чего она осуществляется.
Ответ. Длина кишечника зависит от характера пищи. Полуобработанная пища переваривается быстрее, к тому же человек и собака потребляют мало клетчатки. У овец же практически все меню состоит из грубой растительной пищи – т.е. клетчатки. Для её переваривания необходимы бактерии, они находятся в толстом кишечнике. Чем более приспособлен организм к потреблению клетчатки, тем длиннее толстый кишечник.
2. Известно, что длина толстого кишечника коров по сравнению с таковой у овец меньше. Рацион тех и других при этом практически одинаков. Как же быть с предыдущим выводом? Объясните эти факты.
Ответ. Переваривание клетчатки в любом случае ведут симбиотические бактерии. Просто у коровы они находятся не только в толстом кишечнике, но и в желудке (желудок коровы имеет сложное строение). Поэтому избыточной длины толстого кишечника в случае коровы не наблюдается. Использование инструктивных карточек
позволяет учащимся самостоятельно изучить материал, а это значит, что ученик из пассивного объекта обучения переходит к деятельно творческой личности. При работе с инструктивной карточкой важно предусмотреть взаимодействие школьника не только с литературой, но и с натуральным объектом.
Использование элементов модульной технологии
позволяет учащимся самостоятельно достигать цели учебно-познавательной деятельности. Для этого подбирается фактический материал, формы и способы учебной деятельности, разбивается на отдельные логически завершенные учебные элементы и определяются цели каждого из них.
Модульные технологии реализуют принцип дифференциации, что дает возможность усваивать не только обязательный минимум, но и более высокий уровень обучения. Указанные выше технологии хорошо интегрируются с применением на уроках информационных технологий и дифференцированного подхода. Уроки-презентации включают в себя элементы модульной технологии и технологии развития критического мышления (приложение 11). Теоретическое содержание урока и контроль знаний, умений и навыков строится на основе дифференциации обучения.