Рекомендации по внедрению высоких интеллектуальных технологий на уроках биологии в средней школе
Деловая игра является сложно устроенным методом обучения, поскольку может включать в себя целый комплекс методов активного обучения, например: дискуссию, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций, действия по инструкции, разбор почты и т.п.
Преимущества деловых игр по сравнению с традиционным обучением
Специфика обучающих возможностей деловой игры как метода активного обучения в сравнении с традиционными играми состоит в следующем:
1) «В игре воссоздаются основные закономерности движения профессиональной деятельности и профессионального мышления на материале динамически порождаемых и разрешаемых совместными усилиями участников учебных ситуаций»[33].
Иными словами, «процесс обучения максимально приближен к реальной практической деятельности руководителей и специалистов. Это достигается путем использования в деловых играх моделей реальных социально-экономических отношений»[34].
2) «Метод деловых игр представляет собой не что иное, как специально организованную деятельность по операционализации теоретических знаний, переводу их в деятельностный контекст. То, что в традиционных методах обучения «отдается на откуп» каждому учащемуся без учета его готовности и способности осуществить требуемое преобразование, в деловой игре приобретает статус метода. Происходит не механическое накопление информации, а деятельностное распредмечивание какой-то сферы человеческой реальности»[35].
Опыт использования развития самостоятельной деятельности учащихся на уроке биологии
Работа со школьным учебником:
1. Составление плана параграфа.
На начальных этапах обучения эта работа проводится под руководством учителя, затем самостоятельно каждым учеником.
2. Работа с понятиями.
Язык биологии основан на общепринятых биологических понятиях. Знания биологических терминов определяет возможность излагать материал научным языком, поэтому в работе с учащимися всех классов я уделяю большое внимание их формированию. Для этого используются следующие приёмы:
- вместе с учащимися переводятся термины,
находятся общие корни в словах, это помогает сделать запоминание осмысленным; например, homos – равный, одинаковый, общий, обозначает равенство, единство, например: гомогаметный, гомология; при каждой новой встрече со знакомыми корнями вспоминаются ранее изученные термины, проводятся анологии;
- закрытые задания,
из предложенного перечня выбери правильные ответы.
Работая с тестами можно превратить их из инструментов контроля, в инструмент обучения. Поэтому, по словам Г.И. Лернера, тесты становятся и средством организации усвоения материала и индикатором реальных знаний и умений учащихся, и методическим инструментарием, обеспечивающим их развитие "воспроизводимого цикла обучения с заранее программируемым результатом"[36]. При изучении нового материала учащимся предлагается выбрать правильное утверждение и доказать правоту своего выбора. При закреплении материала учащиеся предварительно работают с текстом учебника, затем предлагается тестовое задание с последующей дискуссией пор теме. При обсуждении вопросов учитель просит от ученика построить изложение материала в необходимой логике и с употреблением всех терминов и понятий, вошедшие в тестовые задания.
- задания на соответствия,
суть этих заданий заключается в необходимости установить соответствие между понятием и его содержанием;
- задания с исключением лишнего понятия,
учащимся предлагается из 4–5 понятий исключить лишнее, не относящееся к данному перечню:
Глотание, кашель, дыхание, пение.
- задания на выявление общих закономерностей,
учащимся предлагаются 2–3 понятия, для которых необходимо найти общие закономерности.