Рекомендации по внедрению высоких интеллектуальных технологий на уроках биологии в средней школе
1. Аксон – дендрит. (Отростки нейрона).
2. Митохондрии – рибосомы. (Органоиды клетки).
3. Кровь – кость. (Кровяные клетки формируются в костном мозге).
- терминологический диктант,учащимся предлагается несколько понятий, объединенных одной темой, к каждому понятию необходимо сформулировать определение и записать его;
- с целью запоминания определений понятий и правильность их написания использую кроссворды и чайнворды.
- творческие задания,
например составление сказок.
3. Составление логических схем.
Слово "логические" использую, подчеркивая стремление отразить в схемах взаимосвязь, взаимоподчиненность, внутреннюю закономерность изучаемого объекта.
Например: Логическая таблица «Куб»
Куб имеет 6 граней, учащиеся мысленно подбрасывают его и отвечают на вопросы таблицы.
Например, в 8 классе при изучении темы «Нервная ткань» учащиеся характеризовали с помощью таблицы нейрон.
1. Описывая нейрон, отмечали, что он имеет тело и отростки: дендриты и аксон.
2. Сравнивали его с пауком, кляксой, морской звездой.
3. У ребят возникла ассоциация, связанная с электрическим сигналом, передающимся по мембранам нервных клеток.
4. Анализируя образование нейрона, учащиеся отмечали, что он является главной частью нервной ткани, возникшей в процессе длительной эволюции органического мира.
5. Говоря о применении, ребята указывали большое значение нейронов, так как они получают сигналы из внешней и внутренней среды организма, проводят и перерабатывают их, что необходимо для управления работой органов; сделали вывод, что наша жизнь без нейронов, нервной ткани невозможна.
6. Ребята высказали мнение о значимости нейронов как составной части нервных тканей.
Результативность:
- использование логических таблиц даёт возможность понять суть предмета, явления в целом, установить причинно-следственные связи и взаимосвязи в изучаемом материале;
- развивает мышление учащихся, умение сконцентрироваться при решении учебной задачи;
- развивает личностные качества обучающихся: целеустремлённость, организованность, самостоятельность.
В начале обучения эта работа проводится под руководством учителя, затем самостоятельно в группах или каждым в отдельности. Что позволяет осмысленно усваивать учебный материал.
4. Работа по составлению и заполнению таблиц.
Эта работа позволяет систематизировать, обобщить и углубить знания учеников, т.е. её можно использовать на любом этапе урока, в том числе для получения обратной связи при объяснении материала (учащиеся заполняют таблицу по ходу рассказа учителя).
5. Составление графических конспектов.
Наряду с зарисовкой опытов проводимых на уроке и во внеурочной деятельности, используются опорно-схематические конспекты. Это не ново, но помогает организовать работу так, что выделение опорных сигналов и связей между ними осуществляется учащимися самостоятельно. Дети в ходе составления опорно-схематических конспектов могут выделять термины, устанавливать смысловые связи между ними, выделять биологические закономерности, сравнивать объекты.
Обязательно учитывается полнота использования материала, логика изложения, грамотность и самостоятельность.
6. Работа с дополнительной литературой.
Используется при подготовке учащимися докладов, рефератов. Например: Доклад по теме ученые биологи.
Примерное содержание памятки для учащихся:
"Как подготовить самостоятельно ответы на вопросы семинара":
- внимательно прочитайте вопрос или задание;
- попытаться ответить на него, не заглядывая в учебник, используя имеющие знания;
- прочитать страницы учебника, указанные в рекомендациях к семинару, найти в них ответ на поставленный вопрос, осмыслить прочитанное и, если не все понятно, обратиться за консультацией к учителю;