Концепция воспитательной работы в школе № 42.
Рассмотрим концепцию воспитательной работы, применяемую в школе№ 42 г. Краснодара. В эту концепцию воспитания вошли и основные положения системы воспитания В.А. Караковского, по которой уже несколько лет довольно успешно работают.
Работу, согласно этой Концепции воспитания учеников, начали с изучения характера детей (воспитанности и способностей), изучения семьи, её уклада, микроклимата, характера воспитательной деятельности (проводились тесты самостоятельно родителями, классным руководителем и школьным психологом).
После получения и обработки результатов диагностики класса совместно с учениками и их родителями была запланирована воспитательная работа с коллективом детей. Приятной неожиданностью для меня как классного руководителя была инициативность родителей моих учеников. План воспитательной работы был дополнен ими: были предложены разнообразные совместные походы в музеи и развивающие экскурсии, спортивные праздники типа “Сабантуй”, “Мама, папа и я – спортивная семья”; традиционные чаепития были заменены “Арбузником” (в сентябре), встречами “У самовара”, семейными играми “Звёздный час”, “Пока все дома”, “Счастливый случай”.
Цели воспитания, как отмечается в уже упомянутом письме, не могут быть выведены ни из чего другого, кроме как из общественных потребностей. А они на сегодняшний день определены: обществу необходим Человек – Творец, интеллектуальная личность, человек одарённый.
Таким образом, цель воспитания
– некий идеал, к которому стремится общество – развитие интеллектуальной, нравственной, конкурентоспособной личности, достойного гражданина Татарстана, России и мира.
Для достижения этой цели необходимо решить поставленные задачи
: 1. Воспитывать в детях высоко нравственные черты характера (показывая престижность сферы нравственного, а не безнравственного самоутверждения). Насколько возможно скомпенсировать просчёты семейного воспитания.2. Развивать в детях творческие способности, поддержать талант и инициативу у детей (самореализация).3. Способствовать развитию у детей художественного вкуса, помочь в выборе правильной ориентации в окружающем мире, т.е. самоопределению.4. Развивать умения критически оценивать свои поступки (самоанализ).5. Научить процессу повседневного здорового проживания индивидуальной жизни в нормальных, а не экстремальных условиях (самоорганизации и самореабилитации).Создание в классе условий комфортности и защищённости для каждого ребёнка.
Содержанием воспитательного процесса
являются совместный поиск ценностей, норм и законов жизни, их исследование в конкретных видах деятельности, в общении на основе педагогики сотрудничества. Принципиально новый вопрос поставлен перед учителем-участником процесса пед. творчества: «Каким должно быть содержание воспитания, чтобы ребенок плодотворно развивался?»
Принципы воспитания:
1. Принцип ценностно-смыслового равенства взрослых и детей.
2. Принцип гуманизма (все дети талантливы).
3. Принцип личностно-ориентированного подхода.
4. Единство учебного и воспитательного процессов.
5. Принцип креативности творчества, готовность учителя воспринимать новое, творческое.
С учётом выбранной мною методической темы: “Развитие творческой и интеллектуальной личности в школьной воспитательной системе” содержание воспитательного процесса, согласно моей Концепции воспитания, можно представить в виде такой схемы (переход к следующему этапу проводится после обязательного диагностирования и анализа результатов предыдущего):
5 кл. |
I | ||||||
6 кл. |
II | ||||||
7 кл. |
III | ||||||
8 кл. |
IV | ||||||
9 кл. |
V | ||||||
10 кл. |
VI | ||||||
11 кл. |
VII |