Мероприятия в рамках воспитательного процесса.
•степень развития сотрудничества класса с классным руководителем (уровень взаимного доверия, степень включенности классного руководителя в дела класса, наличие актива и взаимодействия актива и классного руководителя, взаимное развитие инициативы и творчества);
•контакты с семьями учащихся, активность участия родителей в воспитательном процессе;
•глубина и серьезность работы с учащимися, требующими особого педагогического внимания, оказания им поддержки на основе сугубо индивидуального подхода к каждому из них;
•комфортность и защищенность каждого воспитанника в классе и в школе.
В арсенале современного педагога - богатые и разнообразные методики научного исследования: педагогические, психологические, социологические и др. Они стали доступны педагогу и с введением в школе психологической службы. Классный руководитель должен выбрать те или иные методики в зависимости от цели изучения учащихся, классного коллектива, хода и результативности воспитательного процесса, группируя их по своему усмотрению, превращая их в методы воспитательного воздействия. В изучении классного коллектива классному руководителю также помогут школьные документы: классный журнал, медицинские карты учащихся, личные дела, сведения у школьного психолога, социального педагога.
Для оформления разделов плана необходимо избрать наиболее рациональный вариант формы структуры плана. Например, раздел плана "Изучение состояния и эффективности воспитательной работы в классе" можно оформить в виде таблицы, отразив предмет изучения, методы и приемы изучения, сроки изучения, субъект изучения.
Школа в субботний день недели
должна стать "школой выбора" для психологической, физической, эмоциональной разгрузки учащихся.
Этот день является днем для деятельности учащихся по различным направлениям:
•мероприятия оздоровительно-физкультурной направленности;
•с учетом системы, традиций, возможностей школы;
•с учетом календаря праздников, знаменательных дней, традиционных дней, акций, обрядов белорусского народа;
•кружки, секции, клубы, органы самоуправления, детские и молодежные организации;
•"трудовая школа";
•"открытая социальная система";
•и т.д.
При организации шестого школьного дня недели необходимо руководствоваться методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь по организационно-содержательному наполнению шестого школьного дня недели.
Планируя работу с учащимися и их родителями на субботние дни важно учесть:
- пожелания детей и родителей;
- общешкольные дела;
- планирование дел по параллелям;
- классные мероприятия;
- групповые (кружки, секции, объединения по интересам, театр, органы самоуправления, творческие группы по подготовке КТД и т.п.);
- детские организации и союзы;
- индивидуальную работу;
- работу специалистов школ, служб;
- работу внешкольных учреждений воспитания и обучения.
При этом использовать для работы: спортзалы, компьютерные классы, кафе, спортивные площадки, мастерские, комнату отдыха (для детей начальной школы), библиотеку и т.д.
В перспективный план воспитательной работы наряду с указанными выше разделами могут быть включены и другие разделы. Каждый классный руководитель вправе избрать свой вариант планирования. На основе перспективного плана работы на учебный год классный руководитель составляет план работы на четверть, месяц с указанием конкретных дат и времени проведения планируемых дел, организаторов проводимых мероприятий.
Организационно-воспитательная работа с учащимися должна планироваться и проводиться за пределами учебных занятий. Классные и информационные часы должны проводиться классным руководителем в соответствии с расписанием или дополнительным графиком их проведения. Рабочее время, которое классный руководитель обязан посвящать воспитанникам в течение недели в соответствии с тарификацией, должно отражаться еженедельно в классном журнале на соответствующей странице. Приведем образец страницы в классном журнале на 2003/2004 учебный год для учета организационно-воспитательной работы:
Учет организационно-воспитательной работы
Дата проведения |
Содержание работы |
Количество часов |
23.04.2007г |
Классный час на тему: Моя роль в семье, взаимоотношения с родителями |
2 часа |
10.05.2007г |
Мероприятие: «Соревнование по бегу» |
3 часа |
19.05.2007г |
Информационный час «Мир за неделю» |
1 час |