Мероприятия в рамках воспитательного процесса.
Программа действий классного руководителя по реализации индивидуального подходак воспитаннику может быть, представлена следующими этапами:
1. Изучение личности ребенка, выявление причин отклонений в поведении подростка.
2. Выбор методов и форм нравственной переориентации личности воспитанника, разработка программы деятельности по реализации индивидуального подхода.
3. Работа с воспитанником по разработанной программе.
Изучение личности учащегося проводится с помощью ряда методик: наблюдения, анкетирования, беседы, интервью, обобщения независимых характеристик, изучения и анализа школьной документации, анализа поступков и деятельности в различных ситуациях, видах деятельности.
Наиболее эффективными направлениями и видами индивидуальной работы классного руководителя и с целью коррекции поведения школьников являются:
•Изучение индивидуальных способностей учащихся, специфики условий и процесса их развития.
•Оказание помощи в организации положительных связей в школе и вне ее.
•Помощь в налаживании взаимоотношений в семье подростка.
•Привлечение учащегося к общественной работе, в кружки познавательного характера, к занятиям в спортивных секциях, в различных видах общественного труда и т.д.
•Направление на обследование, лечение (с согласия родителей).
•Тактичный контроль за соблюдением режима, выполнением требований педагогов, общественных заданий.
•Поручение нужных для коллектива дел с постепенным их усложнением.
•Постепенное приобщение учащихся к роли организатора в общественной работе.
•Оказание при необходимости помощи подростку в учебной работе.
•Нейтрализация отрицательного влияния ровесников или взрослых на подростка, разрушение нежелательных связей.
•Установление межличностных контактов с каждым ребенком.
•Создание условий для развития личности учащегося.
•Оказание индивидуальной помощи учащимся, испытывающим затруднения в адаптации к жизнедеятельности класса, отношениях с учителями, другими членами школьного сообщества, выполнении норм поведения в школе и вне ее.
•Взаимодействие с родителями, администрацией, социально-психологическими и другими службами с целью проектирования развития учащихся, коррекции отклонений в интеллектуальном, нравственном, физическом развитии их личности.
•Содействие воспитанникам в деядеятельности по самопознанию, самоопределению, саморазвитию.
•Диагностика результатов обучения, воспитания, развития каждого учащегося, учет их личностных достижений.
Классными руководителями могут использоваться различные формы и способы индивидуальной работы: приемы и методы диагностики, изучение материалов медицинского и психологического обследования школьника, создание индивидуальных карт, характеристик, воспитанников, оформление карты увлечений и интересов, ведение дневника достижений учащихся, индивидуальные консультации и беседы, педконсилиум, кружок "Познай себя", разработка и осуществление плана коррекционной работы.
Для того чтобы классному руководителю спланировать работу с отдельными группами учащихся, необходимо объединение некоторых учащихся класса в группы по определенным критериям. Например, пассивных, не желающих принимать участия в общественной жизни учащихся, классный руководитель должен привлекать к жизни коллектива, найти им дело по душе. Формирование активной жизненной позиции классный руководитель будет осуществлять через постоянную поддержку и поощрение, выполнение посильных поручений.
Одной из задач классного руководителя является координация совместных усилий семьи и школы
по воспитанию школьников, созданию единой воспитательной среды. Основными направлениями в работе с родителями следует считать:
•педагогическое просвещение родителей;
•коррекцию семейного воспитания;
•совместную деятельность классного руководителя с семьей по воспитанию детей;
•защиту ребенка от неблагоприятных условий в семье, в школе, в микрорайоне.
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс предусматривает:
•организацию секций, кружков, клубов, студий;
•совместные творческие дела;
•помощь в укреплении материально-технической базы;
•работу органов самоуправления;
•шефство над неблагополучными семьями, подростками.
В работе с родителями классным руководителем могут использоваться разнообразные формы:
•массовые (родительские собрания, родительский лекторий, конференции, практикумы, обмен опытом семейного воспитания, диспуты, вечера вопросов и ответов, дни открытых дверей, совместные с детьми праздники, дни коллективного отдыха, посещения учреждений культуры, походы, экскурсии, трудовые дела и др.);
•групповые (родительский комитет, совет класса, клуб общения, тренинг родительского взаимодействия, консультация, практические занятия, беседа и др.);