Мероприятия в рамках воспитательного процесса.
Остановимся на таких важных воспитательных мероприятиях, как классный час
и информационный час.
Классный час
- это воспитательное мероприятие, специфика которого в том, что он есть форма прямого общения классного руководителя со своими воспитанниками. Но это не урок. Это разговор "по душам" и уточнение ценностей, это совместное переживание случившегося, это полезная информация, которую нельзя получить на уроках, это сбор коллектива для выработки плана участия класса в общешкольном мероприятии, это психологический тренинг по каким-либо проблемам общения и т.д. Классные часы можно систематизировать следующим образом:
•классный час - организованный, как способ коллективного планирования дела;
•классный час - как разрешение возможного конфликта;
•классный час - плановый, для подведения итогов, например, успеваемости за четверть;
•классный час - как беседа по психолого-педагогическим проблемам учащихся;
•система классных часов для реализации определенной образовательной программы ("Познай себя", "Общение и этикет", "Права гражданина и человека", "Основы семейного мира", "Азы рыночной экономики" и др.).
Одной из форм воспитательной работы с классом является информационный час
по формированию у учащихся политической культуры и коммуникативных умений, собственной принадлежности к событиям и явлениям общественно-политической жизни страны, своего города, района. Информационный час помогает учащимся применить полученные на уроках знания, разобраться в сложнейших проблемах современности, адекватно реагировать на происходящее в стране и мире. Информационный час и подготовка к нему могут расширить кругозор учащихся, увлечь их своей проблематикой, развивать исследовательские умения. Главное назначение информационного часа в современной школе - усиление идейной направленности воспитательной работы с учащимися. При этом классному руководителю необходимо руководствоваться Планом мероприятий Министерства образования "О совершенствовании воспитательной, информационно-пропагандистской и физкультурно-оздоровительной работы в учреждениях образования на 2002-2003 годы".
Информационные часы по своей форме могут быть тематическими и обзорными.
•Обзорные информационные часы знакомят учащихся с текущими событиями в своей стране, в мире и в городе.
•Тематические информационные часы знакомят учащихся с проблемами сегодняшнего дня, их анализом и отношением к этим проблемам различных слоев населения, профессионалов.
Классный руководитель при подготовке информационного часа должен знать:
•Информационный час должен быть актуальным, и информация, которую обсуждают ребята, должна быть своевременной.
•Информационный час должен быть мобильным. Информация, которую подготовили классный руководитель и учащиеся, должна быть интересной и ненавязчивой.
•Информация, которую предлагают дети и классный руководитель, должна быть оперативной и неизвестной всем в классе. Если педагог хочет заранее знать, что приготовили учащиеся, с чем они хотят выступать, он может заранее побеседовать с учащимися один на один.
•Информационный час может и должен развивать интеллектуальные умения учащихся (умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать свои самостоятельные выводы).
Основными формами работы во время информационного часа могут стать:
•газетные сообщения; пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из текстов газет и журналов;
•работа со словарем и справочной литературой;
•работа с политической картой мира и глобусом;
•комментированное чтение газетных и журнальных материалов; формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них; просмотр и обсуждение телематериалов.
Формами проведения информационных часов могут быть:
•викторина (обзорная и тематическая); информационный ринг;
•конкурсы рисунков, плакатов, конкурсы эрудитов; пресс - конференция;
•встречи с интересными людьми и редакционными коллегиями;
•праздники газет и журналов; вечера вопросов и ответов;
•дискуссии;
•путешествие во времени (история создания газет и журналов);
•рекламная акция.
Индивидуальная работа
с учащимися - работа по развитию индивидуальности, которая предусматривает изучение классным руководителем личности школьника и пути ее преобразования, педагогического воздействия на личность школьника в целях корректировки влияний на школьника и коллектив при взаимодействии с педагогами, родителями, специалистами. Индивидуальная работа осуществляется с учетом особенностей развития каждого ребенка. Опора на положительное - главный принцип в индивидуальной работе с учащимися. Вовлечение воспитанника в процесс совершения морально-ценных поступков способствует усилению положительных тенденций и безболезненному вытеснению отрицательных. Эта работа предполагает включение воспитанников в коллективную, творческую общественно- полезную деятельность.