Информация об опыте
Тема опыта: "Влияние физических упражнений, игр, развлечений на физическое развитие детей".
Сведения об авторе. Условия возникновения опыта. Актуальность опыта. Общеизвестно решающее значение дошкольного периода онтогенеза для становления личности ребенка, создания предпосылок его гармоничного развития. Не менее известно, что полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности. Именно в детском возрасте формируются жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой в последствии формируется вся двигательная деятельность человека.
Если учесть, что двигательная активность детей является одновременно и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной эмоциональной и других сфер, то становится очевидной необходимость интенсивной научной разработки вопросов физического воспитания детей дошкольного возраста.
Однако последние 10-15 лет именно физическое состояние дошкольников вызывает большую тревогу ученых и практиков здравоохранения и образования. Если двадцать пять лет назад рождалось 20-25% ослабленных детей, то сейчас число "физиологически незрелых" новорожденных утроилось. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.
Кроме того, в среднем 20% дошкольников имеют низкий уровень физического развития, а к 7 годам количество детей имеющих низкий уровень физической подготовленности вырастает до 25-27%.
Такое положение сохраняется и даже усугубляется, несмотря на существование большого количества программ по физическому воспитанию дошкольников и новых методических разработок.
Таким образом, решение проблемы формирования физического развития в дошкольном возрасте является, на мой взгляд, краеугольным камнем в воспитании гармонично развитой, здоровой и, что не менее важно, хорошо подготовленной к школе личности.
Актуальность опыта определяется тем, что совершенствование системы физического воспитания дошкольников во многом определяется уровнем научной обоснованности методов физической подготовки детей этого возраста. До сих пор теория и методика дошкольного воспитания являлась переложением теории и методики физической культуры и приспособлением ее положений к физическому воспитанию дошкольников.
Однако разработка самих методов невозможна без знаний характера развития основных физических качеств в зависимости от многих факторов, но особенно от двигательной активности и соматотипа ребенка.
В то же время в недостаточной мере изучены возрастные особенности развития двигательных способностей детей, различия в физическом воспитании и обучении детей каждого года жизни.
Основная идея опыта:
Предполагается, что для совершенствования процесса физического воспитания, рациональное комплектование группы детей, занимающихся физической культурой в дошкольных учреждениях, целесообразно проводить со строгим учетом их соматического типа и характера двигательной деятельности.
Предполагается, что развитие физических качеств дошкольников происходит более эффективно в игровой деятельности, которая является ведущей в этом возрасте.
Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности более эффективно корректировать регламентированные занятия физической культурой у дошкольников, способствовать более целенаправленному акценту на развитие тех или иных физических качеств. Предложенные практические рекомендации по организации групп занимающихся могут быть использованы для оптимизации занятий физической культурой в дошкольных образовательных учреждениях.